Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми :
  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную . Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и . Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, .

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Метод проектов

относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант .

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать . Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал - это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г. Набережные Челны Республики Татарстан

Методики выявления одаренных и способных учащихся
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е.Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И.Панов, С.М.Рис, А.И. Севанков, В.Д. Шадриков и др.)

К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли критерии одаренности :


  • Мотивация
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности , вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

  • Креативность
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат:

1. Беглость – количество порожденных идей.

2. Гибкость - их разнообразие.

3. Оригинальность – редкость.

4. Разработанность – детализация.


  • Способности выше среднего уровня
Эти критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.

Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.

На втором этапе диагностики определяется, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

С этой целью можно использовать следующие методики:

- Тесты интеллекта ТУР (вербального);

- Предпочтительные виды профессиональной деятельности (Е.А Климов);

- Методика «Профиль»;

- Опросник типа мышления.

Так как вопрос об общей и специальной одаренности имеет важный возрастной аспект, то наиболее продуктивен путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С ней работают учителя предметники. А психолог на данном этапе оказывает психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися, проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.

Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.

Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи работы с учащимися:

1. Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;

2. Развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

3. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. (Из рабочей концепции одаренности.)

Методика «интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.

3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу . Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременных занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи . Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворены, если не достигнут максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрасту подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений; это очень важно в любой творческой деятельности. Не всегда, но часто лидерство является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов . Разнообразные и причем относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основа этого качества у высокоодаренных – большие возможности и универсализм.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор . Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом и психологической защитой.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Инструкция

Как оценивать? Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойство личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу, (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу (см. методику оценки общей одаренности, график 1).

Характеристика ученика

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик __________________________

Дата _____________________________

Класс ____________________________

Учитель __________________________

Школа ____________________________

охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов ________________________.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы _______________________________________________.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей __________.

4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие ____________________________________________________________.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе __________________________________________.

6. Показал быстрое понимание арифметики ___________________.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания _____________________.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___________________________________________________________.

3. Обычно прерывает других _______________________________.

4. Прилагает усилия для завершения действия _________________.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей _______.

6. Упорный в отстаивании своего мнения _____________________.

7. Чувствителен к мнению других ___________________________.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером _____________________________________________________.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) ______________________________________________.

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям______

____________________________________________________________.

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению ____________________.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях ______.

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) ______________________________________________.

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства ____________________________________________________________.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ___________________________________________________________.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной школы в старшие классы


Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы

с одаренными детьми могут быть улучшены?

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении

работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?



а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений

б) да, если этот термин легко запомнить;

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить элю дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.

Результаты

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного. саморегулирования интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.


Терминологический словарь

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. Бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.

Валидность - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Диагноз педагогический – определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Д.п. ставится на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучение ее результатов и др.

Диагностическая методика – методика сбора диагностической информации, специально разработанная или адаптированная для решения определенного типа диагностических задач (обычно включает описание диагностических возможностей, ограничений в использовании, процедуру сбора и обработки информации, инструкции обследуемым, бланковый материал или определенную аппаратуру). Адаптация диагностической методики – процесс приспособления диагностических (или исследовательских) методик, а также методик, переведенных с других языков, к решению определенного типа диагностических задач в конкретных условиях (в условиях определенного типа учебного заведения, для данной половозрастной группы, в определенной социокультурной среде).

Исследование пролонгированное – исследование, предполагающее деятельное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений педагогики представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

Матрица – сводная таблица для сравнительного анализа данных исследования (диагностического обследования) одновременно по нескольким заданным параметрам. В форме матрицы определяются также данные о «сырых баллах» тестов, личностных опросниках, первичные данные статистико-математического анализа исследовательских материалов, иногда – «ключи» кдиагностическим методикам.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.л. стандартизированного задания.

Прием – 1) относительно законченный элемент педагогической технологии, зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его основная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Одаренность 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Одаренный ребенок - 1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. 2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - –музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки..

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Тест – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок и индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста.


  1. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.
  2. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.
  3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  4. . Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М. : 1971.
  5. . Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.
  6. . Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М. : 1993.
  7. . Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.
  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  9. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс М. : УЦ «Перспектива», 2004.
  10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психолог». - №45, 2001.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ имени Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

Кафедра педагогики

Контрольная работа по педагогической технологии

На тему: «Одаренный ребёнок»

Тобольск, 2009

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 5

1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 5

1.2. Виды одаренности у детей. 7

^ 2. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МУ ДОД ЦДО ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА» 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

ВВЕДЕНИЕ

Способность мыслить возникает лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, знаниям. Ум – это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального развития. Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. В бесконечном познании мира разум всесилен и неистощим. «Творческие ресурсы разума могут быть приравнены лишь к энергетическим ресурсам Солнца», - писал Чингиз Айтматов.

Творческое мышление не сводится просто к логически последовательному мышлению. В процессе решения возникающих в жизни проблем важным оказывается все: и последовательность, и интуиция, и эмоции, и образное видение мира. Эффективная тренировка мышления и способствует совершенствованию этих его сторон. Мышление учит, в частности, умению обобщать, абстрагироваться и сосредоточиваться, раскрывать замысел, выявлять главное и отделять его от второстепенного, усматривать необычное в обыденном.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Выражение употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
^

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
^

1.2. Виды одаренности у детей.


Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:


  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы - уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы - уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:


  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

  • В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

  • В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

  • В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.

  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

^

2. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МУ ДОД ЦДО ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»


Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных и творческих ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов для выявления и развития одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, социализация одаренных детей как «золото» генетического запаса страны стали приоритетной задачей государства и общества в целом, что отражено в Федеральной целевой программе , составной части президентской программы «Дети России», и в подпрограмме окружной программы «Дети Югры».

Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к её решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренным ребенком не может быть основана исключительно на эмпирическом, стихийно возникающем опыте и должна иметь в своей основе серьезные научные и научно-методические разработки, и должна организовываться высококвалифицированными специалистами.

В МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" сложилась система работы с одаренными детьми, которая осуществляется на основе реализации «Программы работы с одаренными детьми», входящей в состав городской подпрограммы «Одаренные дети». Авторами программы являются О.А. Чиркова, директор МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга", И.В. Михеенко, заместитель директора по УВР, О.А. Орлова, методист, А.Б. Зайнуллина, педагог-психолог.

Основная цель программы – создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, достижение максимального уровня развития способностей ребенка и социальная поддержка.

Программа работы с одаренными детьми в МУ ДОД «ЦДО для детей «Радуга» направлена на:


  • Адаптацию и психологическую поддержку одаренных детей;

  • Развитие специальной (практической, музыкальной, художественной) и общей одаренности детей;

  • Поддержку и развитие креативности (творчества);

  • Создание условий для развития одаренных детей, их самореализации.
Творческие способности, безусловно, дар природы и бытует мнение, что если этот дар существует, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно проявится. Однако как доказывают исследования, это далеко не так. Одаренность существует только в постоянном движении, в развитии. Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике или угасает.

Система работы с одаренными детьми в МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" включает в себя следующие мероприятия:


  1. Педагогам дополнительного образования отведены часы в учебном плане для индивидуальной работы с одаренными детьми.

  2. Составлены учебные программы занятий с одаренными детьми – индивидуальные маршруты.

  3. Разработаны календарно-тематические планы занятий на каждого ребенка.

  4. Проводятся тренинги по развитию творческих способностей, тренинги по развитию познавательной сферы.

  5. Целевая поддержка участия детей в окружных, всероссийских и международных предметных фестивалях, конкурсах и конференциях.

  6. Издание сборников творческих работ учащихся – победителей окружных, всероссийских и международных конкурсов, конференций.
Текущее управление программой осуществляется Координационным советом программы «Одаренные дети», в состав которого входят специалисты Администрации города, управления образования, образовательных учреждений города, учреждений культуры и досуга, учреждения здравоохранения.

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация города.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет увеличить количество одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны администрации города, совершенствовать систему работы с одаренными детьми, в том числе психолого-педагогическое сопровождение и консультирование одаренных детей и их родителей; повысить качество подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми; поддерживать участие одаренных детей в мероприятиях окружного, регионального, российского и международного уровня; создать систему широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.

Таблица 1 «Система по работе с ОД МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга"


Информационно-просветительская деятельность:

^ Методическая работа:

Аналитическая и исследовательская работа

Организация обучения одаренных детей:

Практическая работа с одаренными детьми:

- организация лекций, семинаров, практикумов для педагогов;

Распространение и обсуждение литературы по теме «Одаренные дети»;

Организация практической работы с педагогами и родителями;

Организация практической творческой и научно-исследовательской деятельности воспитанников;

Психологическое сопровождение одаренных детей;


Методическое обеспечение работы с одаренным детьми:

Информационное обеспечение существующих способов диагностики специальной и общей одаренности;

Обобщение накопленного педагогического опыта и его распространение;

Создание и накопление материала по теме «Одаренные дети»;

Осуществление поддержки проектов и программ исследовательской деятельности педагогов в работе с одаренными детьми;


-деятельность по отслеживанию одаренных детей (наблюдение, сопоставление)

Организация диагностики и тестирования (Диагностика осуществляется следующими способами: психологическая характеристика; опросники; психологические тренинги для выявления «скрытой» одаренности)*

Индивидуальная карта развития одаренного ребенка;

Личный опыт исследователя.


-обучение индивидуальное и в малых группах по программам творческого развития (декоративно-прикладной, культурологической, эстетической направленности).

Каникулярные сборы, городские лагеря с дневным пребыванием детей, мастер – классы, творческие лаборатории;

Система творческих конкурсов, выставок, фестивалей, «Ярмарок проектов»;

Участие в научно – исследовательских конференциях, обучающих семинарах.


-проведение психологических тренингов;

Проведение психодиагностических и психокоррекционных игр и упражнений (проводит психолог)

Организация разных видов деятельности: коллективной творческой, индивидуальной, творческих конкурсов;

Организация досуга (походы выходного дня, выездные мероприятия)

Подготовка и участие в городских мероприятиях.

Участие в мероприятиях в НОУ (учрежденческого уровня) уровня

* (В диагностике используются модифицированные креативные тесты Вильямса, предназначенные для комплексной диагностики креативности у детей и подростков 5 - 17 лет.

Набор состоит из 3 частей:


  1. тест дивергентного (творческого) мышления;

  2. тест личностных творческих характеристик (опросник для детей);

  3. шкалы Вильямса (опросник для родителей и педагогов) по оценке креативности ребенка.
Данные тесты позволяют сопоставить показатели творческого мышления с самооценкой детьми своих личностных черт (качеств), связанных с креативностью, а также экспертной оценкой родителями и педагогами творческих проявлений детей. На основе полученных данных строится структурный профиль одаренного ребенка)

Д
Рисунок 1 «^ Итоги тестирования детей на дивергентное мышление»
ля отслеживания уровня развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения по дополнительным образовательным программам МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" проводится тестирование детей детских объединений. Результаты тестирования позволяют сделать вывод об успешной реализации «Программы работы с одаренными детьми».

Подводя итог по результатам тестирования, можно сделать вывод о том, что цели и задачи Программы выполняются. Наблюдается положительная динамика развития способностей детей к творчеству. Воспитанники, прошедшие тестирование и имеющие ряд достижений на Международном, Всероссийском и региональном уровнях, заносятся в Банк одаренных детей МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" для детей «Радуга».

Таблица 2 «Банк одаренных детей по годам»


Отделы

Вид одаренности

Банк одаренных на 2005-06г

Банк одаренных

на 2006-07г


Банк одаренных на 2007-08г

Декоративно-прикладной

Практическая

5

4

15

Художественно-исполнительский

Психо-моторная

40

43

101

Итого:

45

47

116

Педагоги, работающие с одаренными детьми

6

6

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное).

Основными видами одаренности стало, принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Результаты изучения современного состояния психологических трактовок феномена «одаренность» позволяют в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.

Основная задача современного образования - создание образовательной среды развивающего, творческого типа. Для одаренных детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают возможность детям реализовать свои способности и внести вклад в развитие города, общества.

Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

  2. Ожегов С. И. и Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: 000 «ИТИ-Технологии», 2003. -944с.

  3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

  4. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

  6. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. -96с.

  7. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность/. Сб. науч. тр.- Свердловск: СИПИ, 1990

  8. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 128