Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

Уже этот факт свидетельствует об особом отношении к бане, которое было не таким уж благосклонным, как может показаться. Тем не менее, люди всегда посещали бани, чтобы помыться, но только накануне церковных праздников. Обычно эти дни называли банными, они приходились на день, за которым следовал праздник, либо за несколько дней до больших религиозных событий.

Так, например, широко известен чистый четверг, когда омовение проводят еще до восхода Солнца – за два дня до одного из самых больших христианских праздников в честь воскрешения Христа – Пасхи.

Поход в баню непосредственно в праздник

Посещение бани непосредственно в церковный праздник всегда считалось грехом, однако сегодня большинство людей просто не могут следовать таким канонам церкви, поскольку преимущественное большинство религиозных праздников приходятся на выходные дни, когда работающий человек хочет расслабиться и встретиться с друзьями.

Глубоко верующие люди, конечно же, зачастую отказываются от посещения бани как таковой. Это связано с тем, что в современных реалиях сочетания религиозной и социальной составляющей ходить в парилку просто некогда, если только баня не построена в вашем дворе.

Когда не стоит ходить в баню

Если вы не считаете себя глубоко верующим человеком, то следует проще относиться к наставлениям церкви и можно сходить в баню тогда, когда у вас есть возможность и желание. Не стоит отправляться сюда разве что в большие праздники: Рождество Христово, Пасху, Троицу, Благовещение. Однако в такие большие праздники большинство людей все же отправляется в церковь, поэтому вопрос о посещении бани не встает как таковой.

Люди, которые соблюдают религиозный календарь, могут отправиться в баню в определенные даты, не совершая грехов, но в таком случае поход в парилку следует считать не столько отдыхом и возможностью полноценно расслабиться, сколько возможностью принять гигиенические процедуры и поступить в соответствии с традициями, которые были еще у наших дедов.

Баня в современных условиях

Современные бани и сауны сильно отличаются от тех, которые были на Руси до начала новейшей истории, поэтому и отношение, которое формируется к ним в обществе, оказывается совершенно иным.

Сегодня посещение бани – это не только гигиенические процедуры или возможность хорошо отдохнуть, но и нередко проведение лечебных процедур , возможность избавиться от лишних килограммов или тонизировать свой организм.

Именно поэтому в современных условиях далеко не всегда целесообразно рассматривать отношение церкви к посещению бани, поскольку оно формировалось столетия назад, а сегодня ситуация значительно изменилась.

Глубоко верующие люди на протяжении всего года строго соблюдают все существующие каноны. Для них каждое богослужение имеет свою важность, однако особое значение придается общецерковным православным торжествам, посвященным воспоминаниям событий Священной истории. Самым значимым и светлым праздником для православных христиан является Пасха. Празднование торжества всегда приходится на воскресенье, но дата ежегодно меняется.

Пасха для любого христианина ассоциируется со спасением и искуплением людей. Этот день для верующих – торжество веры и победы над грехом. Духовное восприятие и значимость Светлого Христова Воскресенья усиливается благодаря Великому посту, длящемуся ровно 40 дней и заканчивающемуся субботним вечером перед Пасхой. А Пасхальное воскресенье – символ начала новой жизни с Иисусом Христом, воскресшим из мертвых.

Согласно поверью, Светлое Христово воскресенье все люди должны встречать духовно и физически обновленными, ведь к этому дню они подготавливаются целых сорок дней. В Чистый Четверг должен проводиться обряд омовения, ведь при соприкосновении с водой люди наделяются силой и здоровьем на целый год. Перед Пасхой обязательно наводили порядок не только в доме, но и во дворе. Помимо этого, верующие заранее подготавливали новую одежду и мылись в бане. Пасха – это день, когда нужно забыть все обиды, ни в коем случае не грешить, в том числе и не вступать в супружеские отношения (это воспринимается как грех).

Можно ли на Пасху ходить в баню?

По мнению церкви, баня – это не богоугодное строение. По этой причине это единственное здание из деревенских построек, которое не освещают святой водой. Служители церкви считают, что посещение бани на Пасху приравнивается к греху, поэтому поход в баню лучше спланировать заранее. В день Пасхи принято мысленно быть с богом, вспоминать священную историю его воскрешения, а не беспокоиться о том, насколько чистое ваше тело. На Пасху люди должны отдохнуть от всех мирских и домашних дел, житейских работ и забот.

Посетить баню можно до наступления Пасхи или же после. Как говорилось выше, Светлое Христово Воскресенье нужно встретить чистым и вымытым. Никаких запретов со стороны православной церкви и других христианских конфессий на счет проведения водных процедур гигиенического характера в день Пасхи не существует.

Пасхальные обычаи

Перед посещением храма в Воскресение Христово принято умываться водой, оставленной с Великого (Чистого) Четверга. Согласно поверью, если в эту воду положить какую-нибудь вещичку из серебра, такое умывание наделит человека красотой и богатством.

Пасха – это день чистоты, встречи с родными, друзьями, знакомыми, не видевшимися друг с другом весь Великий пост (Четыредесятницу). Первое пасхальное яйцо было принято делить между членами всей семьи. Обычай делиться пасхальной едой получил символическое истолкование: человеку, заблудившему в лесу, достаточно было вспомнить, с кем он разделил пасхальное яйцо, как он находил дорогу домой.

Согласно старым русским обычаям, люди должны разносить дары бедным и неимущим, ведь в народе говорили, что в этот день Иисус странствует по земле, испытывая милосердие каждого человека.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие – с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника – мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека – например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник – в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая – та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

С давних пор на Руси, для того что бы искупаться, использовали специальное строение — баню. Строили ее обычно на берегу водоемов, так было проще натаскать воды для помывки, и дарило возможность окунуться распаренным телом в студеную воду. Посещение бани, помимо чистоты, укрепляло здоровье посетителя. С баней связано много поверий и легенд. Народная молва гласила что у этого здания есть свой хозяин — банник. И приходящий в баню должен был соблюдать специальные правила поведения, что бы не рассердить его. Не понравившемуся человеку банник мог устроить какую нибудь каверзу или навредить здоровью. Так же строго расписывалось время посещения и дни пригодные для этого.

Запрет на посещение бани в этот день зародился давно. Еще до крещения руси, воскресенье было днем отдых. В этот день устраивали гуляния и народные собрания. После принятия Русью православия, государство строго следило за соблюдением религиозных правил, поэтому по воскресеньем бани закрывались. Нарушавших этот запрет ждало строгое наказание. За время становления этой религии люди настолько привыкли исполнять это правило что придерживаются его до сих пор.

Еще один «запретный» день

Помимо воскресенья, запрет на использование бани в который объясним религиозными причинами, на Руси существовал еще один запретный день — это понедельник. Этот день принадлежал хозяину бани Банник. Любого кто потревожит его покой в этот день он мог покалечить: подстроив перелом или обварив, или вовсе лишить жизни, задушив.

Не ходили в баню и после полуночи, опасаясь застать там гостей банника: нечистую силу. Не допускалось в бане присутствие нетрезвых посетителей. Человек во хмелю теряет концентрацию и быстроту реакции, поэтому может угореть или обвариться кипятком. Так же от выпивки сосуды расширяются и от банного пара может резко подскочить давление.

Баня и здоровье

Банные процедуры оказывают на тело человека оздоровительный и омолаживающий эффект. Находясь в парной кожа человека распаривается открывая и прочищая поры, избавляя от грязи и телесной немочи. Банные веники отшелушивают отмершие частички кожи, насыщают ее витаминами, даря ей чувство бодрости и обновления. Существует много способов лечения различных заболеваний с ее помощью. В старину роженицу помещали в баню, где она обитала еще несколько дней после родов. Считалось что именно в данном помещении появление дитя на свет пройдет наиболее безболезненно и пройдет без последствий для матери и для ребенка.

Банные приметы и традиции

  • Строя баню, под порог закапывали черную курицу.
  • При протапливании бани первый раз в нее брали свежеиспеченный каравай, который после мытья оставляли в подарок Баннику.
  • Если Банник показался на глаза, жди большой беды.
  • Услышанные в бане, топот и непонятные звуки сулят грядущие неприятности.
  • Первыми баню посещают мужчины, а потом туда ходят женщины.
  • Ни в коем случае нельзя плевать в бане. Это жестокое оскорбление ее хозяина. Его месть не заставит себя ждать и вряд ли вам понравится.
  • Не пользуйтесь чужими банными принадлежностями, заберете себе все несчастья их владельца.
  • Ходить в баню по одиночке не рекомендуется.
  • Обмылки выкидывать нельзя. Лучше всего закопать их в укромном месте.
  • Для человека обязательно посещение бани в следующие дни:после празднования Масленицы, в Чистый четверг, перед ночью Ивана Купалы(7 июля).
  • Запрещалось в бане бранится, скандалить и прелюбодействовать.
  • Баня считается своеобразным местом встречи мира людей и мира духов, поэтому частенько служила для магических обрядов и гаданий.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

В чем смысл запрета мыться

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник – будешь на том свете воду пить (интересно, а на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники.

Религиозные праздники – это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, исповедаться или причаститься, выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, что нужно делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних.


Можно ли ходить в баню в церковные праздники

Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.Многие из нас считают себя православными людьми, но, что греха таить, не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это, мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

В гостях у Банника

Издавна баня на Руси была окружена ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, - недаром перед началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крестины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке.

Нечистым - потому что баня была переходным, пограничным местом, межою между миром живых и миром мертвых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, посещение бани считалось опасным занятием. Верили, что по ночам в гости к домовому бани - Баннику (или Баеннику) захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться - этого Банник особенно не любит.

Частые вопросы

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Меня с детства родители воспитывали таким образом, что стирка, уборка и все дела по дому необходимо делать в субботу, а в воскресенье - день молитв и отдыха. Сейчас же многие считают, что в субботу нельзя убираться, а в воскресенье можно и мыться и стирать, якобы так написано в Библии. Права ли я?

Уважаемая Людмила, воскресный день следует начать с посещения храмового богослужения, и по возможности освободить этот день от чрезмерного погружения в бытовые житейские заботы. Конечно, это не означает, что в воскресенье нельзя помыться, или, если порвалась юбка, в которой завтра нужно идти на работу, следует ждать 12 часов ночи понедельника, и только после этого ее зашивать. Это не значит, что нельзя прийти и помочь соседям или загрузить стиральную машину. Не обязательно оставлять в раковине гору грязной посуды до понедельника. Но нужно помнить, что главным в воскресенье для нас должно быть посещение храма.

Можно ли мыться в воскресные и праздничные дни?

Отвечает прот. Александр Вербило:

Я не встречал правил, которые бы запрещали христианину мыться в воскресные и праздничные дни. А вот народный обычай такой существует. Нужно ли его возводить в некое непреложное правило, думаю, что не стоит, бывают разные жизненные ситуации.

Например, жаркая погода, человек вернулся после богослужения весь потный, что ему делать? Думаю, что ответ очевиден. Появление же такого обычая может быть связано с тем, что раньше, когда не было ванных комнат, люди топили бани, а это было связано с определённым трудом, занимало продолжительное время, отвлекало человека от праздника, лишало возможности посвятить день Господу.

В дополнение к сказанному, прошу также учесть, что церковные сутки начинаются и заканчиваются вечером. Скажем, вечер субботы – это уже начало праздника, в храме совершается Всенощное бдение. А вот вечер воскресения уже не является праздничным.