Нет, в древнейшее почитание дерева — древа — в различных традициях и верованиях мы залезать не станем. Оно есть, наверно, во всех человеческих культурах, а выбор собственно дерева в различных обрядах зависит только от местных природных условий.

Следовательно, мы легко можем сделать вывод: традиция елки, откуда бы она ни взялась — история северная. Ну просто на юге ель не растет. Так что в евангельских текстах она тоже никак не упомянута. Напротив — поскольку Рождество стоит в календаре совсем рядом с днем зимнего солнцестояния, то ряд элементов праздника, как считается, заимствован из языческих празднеств древних германцев.

Ну да, вот слово и сказано. Из Германии пошла елочка — и давай шагать по свету.

Разумеется, сейчас на сайте возобновится спор сторонников рижской и таллиннской теорий. Я им не арбитр, пусть сами разбираются. Я же честно процитирую некоторые моменты, которые я обнаружила в книжке немецкого автора Бернда Бруннера (нет, по-немецки я не читаю, но ее как раз кстати под самый Новый год перевели).

Автор по-немецки аккуратен и дотошен — даже в издании карманного формата присутствует библиография на три страницы и отдельный список иллюстраций с указанием первоисточников. Где есть документ — честно сообщается, что он есть. А где его нет — что нет.

Поэтому информация о том, что елка, украшенная яблоками и пряниками, упоминается в связи с историей фрайбургского братства пекарей и датируется 1419 годом, автором сопровождена словом «якобы». Документов нет. (И между нами, упоминание пряников явно выдает заинтересованность пекарей. :)

Зато точно задокументирована информация не прямая, а, что называется, сопутствующая. В 1494 году страсбургский юрист — и по совместительству городской летописец — Себастьян Брандт осуждает обычай рубить на новый год елки. Из чего мы можем заключить, что обычай уже распространился широко, раз мог вызвать подобную озабоченность.

А в том же Фрайбурге в 1554 году рубка елей даже была официально запрещена. В Эльзасе подошли к вопросу чуть мягче — ввели ограничения: каждый гражданин имел право срубить и принести из лесу ель не выше восьми футов.

И все же самые ранние упоминания — это елки, установленные либо в соборах, либо в цеховых зданиях. Когда в точности обычай распространился на частные дома — с точностью сказать невозможно. Но похоже, о XVI веке уже можно говорить с уверенностью.

Еще один косвенный признак: известная песня «O Tannenbaum» («Елочка», собственно). Ее написал в начале XVII столетия представитель раннего барокко композитор Мельхиор Франк (хотя более известна поздняя обработка лейпцигского органиста Эрнста Аншютца, сделанная в 1824 году).

Встает вопрос: а чем тогда украшали елочку? Прежде всего вещами съедобными: орехи, яблоки, пряники. К слову, в музее-заповеднике Мураново я обнаружила любопытную выставку, посвященную рождественским традициям Эльзаса — так вот, для елки на ней научные сотрудники специально пекли и расписывали пряники сами.

Кроме того, елку украшали канителью (в то время — позолоченная или посеребренная медная проволока) и лентами. Делали звездочки из соломы (что, оказывается, символизировало еще и связь с яслями, в которых родился Христос).

На вершине елки устанавливали либо звезду (часто с хвостом, что символизировало ту путеводную, за которой шли волхвы), либо фигурку ангела. Такого самодельного ангелочка конца XIX века я обнаружила на выставке в Сергиевом Посаде.

Свечи… За ними тоже масса символики. Но еще и проблема пожаров. Доходило до попыток запретить прикреплять к елкам свечи монаршими указами. И огромным шагом на пути к безопасности стала вещь вроде бы для нас совершенно очевидная — прищепка-подсвечник, которая крепила свечу к ветке гораздо более надежно.

Однако мы все время говорим о «рождественской» елке. Но как на самом деле относилась к ней церковь?

А все было не так просто. У католицизма была принята совершенно иная традиция — рождественские вертепы, разыгрывание мистерий Рождества с яслями и волхвами. И поскольку географически елка — дерево более северных земель — совпала с распространением Реформации, то в южных, скорее католических районах Германии обычай осуждали как протестантский. Но и протестанты не всегда были за — евангелическая церковь, например, видела в новой традиции проявление язычества (хотя злые языки предполагали, что церковники просто боятся ущерба для своих лесных угодий).

Однако пора призадуматься над тем, как обычай вначале чисто немецкий распространился дальше по миру. И прежде всего — когда елка попала к нам в Россию.

Да, несомненно, нельзя обойтись без упоминания Петра I — именно он перенес начало года на 1 января, да к тому же приказал украшать снаружи дома зелеными ветками и устраивать фейерверки. Но вот в доме елочка впервые была установлена в 1817 году. И было это в личных покоях великого князя Николая Павловича (еще не императора и даже не наследника престола). Но инициатива принадлежала отнюдь не ему, а его молодой супруге, Александре Федоровне (урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская). Хотя на официальных портретах она нередко фигурирует в русском платье, на деле Александра Федоровна принесла с собой немало немецкого — стиль бидермайер, например. Ну и, как выясняется, елочку.

Забавно, но примерно то же самое случилось и в Англии — только со сменой гендерных ролей. Елка в королевском дворце в Лондоне датируется 1840 годом — то есть когда юная королева Виктория вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского.

Однако влияли на распространение елки из центра Европы не только династические браки. Но и, к примеру, расширение морского судоходства. Надолго покидающие родину матросы старались брать с собой елочку, чтобы отпраздновать Рождество как положено. А на худой конец — наряжали что подвернется: хоть пальму, хоть даже кактус.

Привозили с собой традицию и немцы, перемещающиеся в другие страны. В США, например, первая документально зафиксированная елка была установлена в 1832 году в доме профессора Гарвардского университета Карла Фоллена (надо ли говорить, что профессор приехал из Германии?).

Между тем ассортимент елочных игрушек расширяется. И самое эффектное здесь — появление стеклянных шаров. С чем опять же связана легенда: якобы в Эльзасе как-то случился неурожай яблок, и местные стеклодувы изготовили вместо них красные шары. Ну, а потом появились и другие овощи-фрукты из стекла, а там и всевозможные фигурки.

Игрушки идеологизированные мы привычно связываем с возобновлением елки, в качестве уже не рождественской, а новогодней, в СССР в 30-х годах. И действительно — многие звезды, самолеты, солдаты и прочее дожили в домах до наших дней.

Выясняется, что советские идеологи были здесь не оригинальны. Еще во время франко-прусской войны (это 1870−1871 годы) рождественские елки устанавливали в немецких военных лагерях и лазаретах. При этом украшавшее их печенье делалось в виде Железного креста или имперского орла. А ко времени первой мировой войны появились стеклянные цеппелины, каски, самолеты, даже мины и гранаты.

Англичане при этом от елки не отказались, но стали украшать ее государственными флажками. А вот в Российской империи православная церковь, которая вообще-то елку не одобряла как проявление язычества, стала напоминать об этом своем неодобрении специальными текстами от Священного Синода.

Забавно при этом, что после революции в СССР елку стали изничтожать как раз как «поповский обычай».

Изничтожить не удалось, поэтому решили, как водится, возглавить. О знаменитой статье Постышева в «Правде» все и так помнят. Христианскую символику, понятно, заменили на советскую. А вифлеемскую звезду на макушке елки сменила красная пятиконечная. Говорят, были даже шары с портретами вождей — но мне таких видеть не доводилось.

Интересно, что примерно в то же время оторвать от елки религиозные корни постарались и в национал-социалистской Германии, обращаясь к «исконно германскому» неоязыческому мистицизму. А для украшения верхушки ели рекомендовали свастику.

Как бы то ни было, ель, будь то новогодняя или рождественская, к нашему времени широко распространилась по миру. А там у всех приложились свои обычаи — ну, там, мандарины, шампанское, салат оливье…

Короче, с Новым годом всех и удачи!


Все мы покупаем елку на Новый год и стараемся украсить ее самыми красивыми игрушками. Наверняка у каждого из нас хранится целая коллекция елочных украшений: стеклянные шары, звездочки, подвески, фигурки. Почему же елочные игрушки именно такие, какими мы привыкли их видеть? У каждой из них своя история и каждая что-то означает. У некоторых народов в древние времена считалось, что духи, живущие внутри деревьев, были в ответе за жизнь людей, их здоровье и удачу в новом году. Их следовало задобрить подношениями, поэтому к Новогоднему дереву приносили все самое ценное - красивые вещи, съестные припасы. Именно так появился обычай украшать живую новогоднюю елку.

Официально обычай наряжать живую елку на Новый год оформился в середине VII века в Европе. Новогодние украшения в то время были не простыми игрушками, а вещами, тесно связанными с религиозной символикой. На елки вешали засушенные яблоки, это были «плоды из райского сада», пряники и печенье символизировали хлебцы из обряда причастия, а верхушку елки обязательно украшала путеводная «Вифлеемская» звезда. Именно привычные яблоки вдохновили мастеров на изготовление первых елочных шаров.



Новогодние елки вплоть до середины VIII века украшали исключительно тем, что можно было съесть. Позже съедобные украшения сменились игрушками из дерева, шишек и скорлупы, появились цветы из бумаги, серебряные звездочки и латунные фигурки – ангелы, солдатики, феи. Настоящие елочные игрушки были очень дорогими, поэтому позволить себе украсить ими елку могли только состоятельные семьи.


Первые елочные шарики делались в Германии, в городе Лауш. Они изготавливались из толстого стекла и были значительно тяжелее, чем те, к которым мы привыкли сейчас. Изнутри шары покрывали слоем свинца (позже вредный свинец был заменен на серебро), а снаружи разноцветными блестками.
В 1857 году в том же городе Лауш был открыт газовый завод, где стеклодувы выдували уже легкие шарики с тонкими стенками, и не только шарики, но и всевозможные сложные формы – фрукты, животных, сказочных персонажей. Эти игрушки славились по всей Европе и долгое время мастера Лауша были непревзойденными лидерами в производстве елочных украшений из стекла. Только в начале XX века подобные изделия научились делать и в других странах.



В конце XIX века чрезвычайно популярен был, так называемый картонаж, фигурки из выпуклого картона. Самые лучшие изделия выпускались в Европе, в городе Дрезден, поэтому технология получила название «Дрезденский картонаж». В Россию они приезжали в виде больших листов, из которых нужно было самостоятельно вырезать фигурки и склеить по определенной технологии. Позже их стали делать объемными, а к началу XX века - фарфоровыми.
Дрезден и Лейпциг прославились еще и тем, что ввели моду на елочные игрушки в стиле «техно» - поезда, самолеты, дирижабли, и фигурки в виде животных - черепах, слонов, медведей.

История елочных украшений в нашей стране

Обычай отмечать Новый год был утвержден в России Петром Первым, но полностью традицию украшать новогоднюю елку, зажигать свечи, дарить подарки были перенесены в Россию позже, при Николае I.


Первые новогодние украшения в России были из дерева, ваты, ткани, папье-маше. Среди состоятельных семей был очень популярен картонаж, его заказывали из Европы, как и первые стеклянные игрушки. Позже наши мастера научились копировать зарубежные изделия и наладили собственное производство. По-прежнему новогоднюю елку часто украшали съедобными украшениями - печеньем, пряниками, орехами, а также игрушками из подручных материалов - раскрашенными шишками, цветами и звездами из фольги.
Елочные игрушки во все времена запечатлевали важные исторические события и были отражением своего времени.
С 1927 до 1935 года в Советском Союзе Новый год был запрещен, как праздник религиозной направленности, несущий угрозу советской идеологии. Развитие производства елочных украшений было временно приостановлено.






В 1935 году праздник был реабилитирован и официально возвращен людям. Елочные игрушки снова начали появляться на прилавках магазинов. Многие украшения тех времен были изготовлены в виде революционных символов - это были пятиконечные звезды, изображения серпа и молота. Были также украшения с изображением членов политбюро, однако от этой практики быстро отказались из идеологических соображений. Стеклянные хрупкие шарики часто бились, а выбрасывать в мусор политических лидеров тогда было не очень принято.
В годы второй мировой игрушек выпускалось очень мало, однако полностью производство новогодних украшений не было прекращено. В те годы на елочках преобладала военно-патриотичная тема: можно было увидеть игрушки в виде солдатиков, танков, автоматов.


В 50-е годы форма елочных игрушек все так же отражала жизнь народа, только уже мирную жизнь. На елках появились маленькие стеклянные хоккеисты и другие спортивные фигурки. Знаменитые фильмы и мультфильмы также внесли свою лепту в дизайн елочных украшений в виде цирковых персонажей, сказочных зверей и птиц. Очень популярны были игрушки в виде часов – это отголоски грандиозного успеха кинофильма «Карнавальная ночь». Тогда же в моду как елочное украшение вошли стеклянные бусы.
В 60-е годы после первых удачных запусков спутников и первого полета человека в космос выпускались елочные игрушки в виде космонавтов и ракет, а вот игрушки в виде кукурузы, огурцов, пшеничных колосьев – это уже отголоски аграрной реформы.



В 70 и 80-годы в производстве елочных игрушек было не так много разнообразия и оригинальности. Фабрики в те годы выпускали множество почти одинаковых изделий в виде шишек, шариков, зайцев, льдинок, сосулек. В то же время, их было огромное количество! Перед Новым годом они были разложены на витринах магазинов как фрукты – целыми стеклянными красочными горками, что создавало резкий контраст на фоне дефицита и нехватки предметов роскоши. В это же время приобретает особую популярность новогодний "дождик" и разноцветная мишура.



90-е годы можно отметить любовью населения к предсказаниям, гороскопам, мистике. Появляется много игрушек, изображающих символ года по китайскому календарю, сказочных животных и необычных существ.

Сейчас нам доступны елочные украшения на любой вкус и цвет. Мы можем купить как авторские игрушки ручной работы, так и фабричные одинаковые фигурки нужного цвета, подходящие к цвету стен или мебели.




Наверное, приметой нашего времени можно назвать шарики с росписью, изображающей исторические места или события, их с удовольствием покупают и выпускают современные заводы по производству елочных игрушек. Можно встретить елочные игрушки, посвященные, например, Олимпиаде в Сочи 2016.
Многие фабрики по изготовлению елочных игрушек проводят экскурсии, где детям рассказывается об особенностях этого ремесла, Посетители также могут раскрасить себе елочную игрушку на память самостоятельно.

Встреча Нового года всегда ассоциируется с елкой. Многие, не задумываясь, ответят: «С Ёлочкой, яркой, веселой, в гирляндах и игрушках!»

Ёлка стала символом праздника, а эта сказочная традиция наряжать ёлку под Новый Год передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Почему именно Ёлку украшают под Новый год? Откуда пошел этот обычай?

История елки. В давние времена была традиция просто украшать различные деревья. Люди считали, что все деревья наделены доброй силой, что в них живут всемогущие духи. Поэтому они всячески задабривали этих духов украшениями. А украшали в основном яблоками, яйцами и орехами.

Ель же всегда занимала первое место среди деревьев. Ее считали райским древом бессмертия, символизирующим саму жизнь. Ведь ель – это вечнозеленое растение (что с трудом укладывалось в головах наших далеких предков), а если не как все деревья, значит волшебное! Они считали, что ель пользуется особыми привилегиями у Солнца, ведь оно позволяет ей быть всегда зеленой.

В Древней Греции ель считали священным деревом надежды, вечной жизни всего живого. Считается, что троянский конь был построен из ели.

Первые украшенные ёлки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. "На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру"- это сведения из летописи. Эту идею быстро переняли германцы, а затем и вся Европа. Правда, сначала ёлки можно было увидеть только в домах самых богатых дворян. Для тех, кто сетует на то, что праздники в наши времена обходятся не дешево, да и цены на ёлочки «зашкаливают», отмечу, что в 19 веке за ёлочку с украшением нужно было заплатить от 20-200 рублей. За 20 рублей в те времена можно было купить отличную корову, а за 200 рублей красивейший дом под Петербургом.

В России новогодний праздник стали отмечать с 1700 года. Инициатором этого стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление от Рождества Христова, как во всей Европе, а не от сотворения мира. К сожалению, эта традиция не прижилась, и после смерти Петра, про празднование Нового Года забыли. Возродилась эта удивительная традиция лишь во времена правления Екатерины II. Украшать же хвойные деревья начали только во второй половине 19 века. А первая ёлка, наряженная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как же выглядела праздничная древняя ёлка?

"На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Так описывал Гофман волшебную Ёлку в своей сказке Щелкунчик.

Вот она история елки. Именно так и наряжали елки в те времена. Разрисованная яичная скорлупа, яблоки и орехи, завернутые в цветную бумагу, золоченые нити, бусы, фигуры из соленого теста, свечи. Все эти украшения любят мастерить дети и в наше время. Несмотря на разнообразие елочных игрушек в магазинах. Первые стеклянные шары появились в середине 19 века. Поэтому общепризнанными «старинными» елочными игрушками считаются игрушки, выпущенные до 1966 года. Это в основном шары с советской символикой, самолетики, космонавты, кукурузные початки

Куда лучше поставить елку?

Всегда найдется место для лесной красавицы у нас дома. Если ёлка большая, целесообразно поставить ее на полу, если ёлочка помещается на столе, то можно и на столе, будет вместе с вами отмечать праздник. Только вот никому не приходит в голову прикрепит ёлку к потолку. Разрушить стереотипы страшно, наверное… А вот 400 лет назад, когда обычай заносить ёлку домой только зарождался, в Германии было принято крепить ее к потолку, причем обязательно верхушкой вниз. Необычно и неудобно.

Современные Новогодние Ёлки

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях городов.

В Италии пушистую красавицу ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне на Трафальгарской площадь это самый центр города. В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре. А вот интересное месторасположение плавучей ёлки в Рио-де-Жанейро, она устанавливается на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира, высотой 112 метров, была установлена в Мехико на одном из центральных проспектов в 2009 году. В столице ОАЭ в 2010 году ёлку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.

Мода на елки и украшения настолько набрала обороты, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений.

Зеленая красавица надежна прижилась в сердцах и домах людей. Каждая семья старается как можно изысканней и оригинальней украсить свою ёлочку. Мне кажется история новогодней елки на этом не заканчивается, она еще удивит нас чем-нибудь необычным!

Хотелось бы закончить красивой и доброй легендой о Праздничной Ёлке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.

Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Наталья Сармаева для Женского журнала «Прелесть»

Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.


И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала

Первая публичная елка, по свидетельству современников

Другая версия первой елки.Считается, что самую первую новогоднюю ёлку установили в Риге в 1510 году. Свидетельством тому служат не только документы, найденные в рижских архивах, но и самая старая в мире ёлочная игрушка. Правда, до сих пор ведутся споры о том, где же именно появилась первая ёлка - по одним источникам, она была установлена где-то между Ригой и Таллином, по другим – именно в Таллине. Но в 2010 году премьер-министры Латвии и Эстонии договорились, что первая новогодняя лесная красавица была установлена всё-таки в Ливонии. К сожалению, о первой рижской ёлке известно совсем мало. Известно, что она была установлена перед знаменитым домом Черноголовых. Её наряжали стропоны в чёрных шапках. Но после праздника дерево было сожжено.