Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада

Продолжительность: краткосрочный (15.09.2014 - 29.09.2014)

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.

Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.

2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн

3. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях).

4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;

5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.

6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе.

7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.

8. Побудить желание узнать большее о родном городе.

9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения

к историческому наследию нашего города.

10. Пробуждать желания сделать для своего города Исилькуль, что-нибудь полезное.

11. Заучивание с детьми домашних адресов.

12. Формировать элементарные исследовательские навыки.

13. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.

Ход работы над проектом.

I этап: подготовительный

1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике

2. Сбор иллюстративного материала

3. Разработка конспектов занятий

II этап: основной

Познавательное развитие

1. «Моя страна Россия»

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации

2. «Наш родной город – Исилькуль»

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.

3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

4. «Чистый город» (экология)

Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.

Практика

Художественно эстетическое развитие

1. Рисование: «Дом в котором я живу»

Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины

«Природа родного края»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

«Администрация г. Исилькуля»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

2. Оригами «Деревья»

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать уверенность в собственных силах.

Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий. Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной.

Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.

Учить концентрировать внимание.

Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.

3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе

Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.

Развитие интереса к истории России, родном городе;

Формирование уважения к символам государства;

Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

Развитие навыков исполнения гимна;

Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства

Совместная деятельность родителей и детей:

1. Изготовление макета отдельных зданий г. Исилькуля.

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;

Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

2. Благоустройство территории детского сада.

Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.

Уборка территории участка ДОУ.

Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

1. Посещение музея,

Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем

Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами.

Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

2. Посещение библиотеки МБУ «Исилькульская центральная библиотечная система»

Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.

Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.

Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.

Познакомить с правилами пользования книгой.

Развитие речи

1. Чтение художественной литературы

(Берстов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города», стихов о малой родине т. д.)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

2. Рассматривание знаменитого человека нашего города (В. С. Гребенников)

Цель – знакомство с знаменитым человеком нашего города.

Социально-коммуникативное развитие

1. Пальчиковая гимнастика:

Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

«Мы во двор пошли гулять»,

«Домик», «Дом»,

«Путешествие»,

2. Дидактические игры:

«Собери мозаику»,

Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

«Гости Исилькуля?»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

«Библиотека»

Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.

«Строительство нового дома»

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

III этап: заключительный.

Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры

Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.

Оформили выставку рисунков «Дом в котором я живу», «Природа родного края» и рисунка с элементами аппликации «Администрация г. Исилькуля», оригами «Деревья».

Результат работы:

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

МКДОУ Детский сад № 32 «Рябинка» п.Вяртсиля

Проект «Моя малая Родина»

Старшая группа « Б»

Воспитатели: Приходько В.В.

Руппиева Ж.Л.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Б».

Тема : «Моя малая Родина»

Воспитатели : Приходько В.В., Руппиева Ж.Л.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации : октябрь м-ц (2 недели)

Цель проекта:

  1. Воспитание гражданина и патриота своей страны.
  2. Формирование у детей любви к Родине, родному поселку и его истории, чувство ответственности, желание беречь его.
  3. Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка Вяртсиля.
  4. Воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем.
  5. Обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.

Задачи проекта :

Дать знания детям о родном поселке Вяртсиля: достопримечательности, промышленные объекты;

Познакомить детей с рекой Янис, ее расположением в поселке;

Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Знакомство детей с традициями, трудом и бытом односельчан;

Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, природа).

Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному поселку Вяртсиля является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Предполагаемый результат:

1.В ходе реализации проекта дети получают знания о своем поселке Вяртсиля (достопримечательности, труд жителей).

1.Дети начнут проявлять интерес к событиям, жизни поселка, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Создание развивающей среды

Подбор игр и оборудования

Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

2 этап - реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

3 этап - заключительный

Оформление альбома о поселке

План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»

Путешествие по фотографиям

Рассказ воспитателя о поселке

Знакомство с достопримечательностями поселка Вяртсиля

Рассматривание рисунков, построек

Экскурсии по улицам поселка (библиотека, тренажерный зал, центральная площадь, Администрация)

Работа с родителями:

1.приобщение родителей к созданию единого образовательного процесса.

2.расширение форм работы с семьей (помощь родителей в организации экскурсий).

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Перспективный план работы

Подготовительный этап

Составление плана работы с детьми; подбор материала для бесед, наблюдений и игр

Способствовать возникновению интереса у детей и родителей участию в проекте; создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Дети, воспитатели родители

Основной этап

Занятие - Познание. Беседа с детьми. Тема: «Наш поселок Вяртсиля»

Познакомить детей со своей малой родиной. Дать знания о поселке Вяртсиля: достопримечательности промышленных объектов, местоположение на карте. Формировать гражданские, семейные, патриотические чувства.

Дети и воспитатели

Целевая прогулка. Тема: «Улицы нашего поселка»

Расширять и систематизировать знания детей о поселке: о названии и расположении улиц.

Рассмотреть с детьми объекты поселка (детский сад, школа, почта, метизный завод, больница, библиотека и дом творчества)

Дети и воспитатели

Занятие: художественное творчество - рисование.

Тема: «Наша улица»

Продолжать обогащать знания детей о родном крае. Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления и знания об улицах поселка. Развивать творческие навыки и способности детей.

Дети и воспитатели

Игровая и конструктивная деятельность. Тема: «Улица села» (крупный и мелкий конструктор)

Развивать конструктивные способности детей. Учить сооружать постройки, полагаясь на свой опыт. Воспитывать умения играть в коллективе, договариваться между собой, планировать свою работу, дружеские взаимоотношения.

Дети и воспитатели

Занятие - Познание. Тема: «Жизнь и быт людей нашего поселка»

Формировать у детей представления о труде взрослых в нашем поселке, значимость этого труда. Продолжать развивать познавательный интерес у детей. Воспитание патриотических и семейных чувств.

Дети и воспитатели

Занятие - художественное творчество - рисование. Тема: «Дом в котором я живу»

Развивать продуктивную деятельность у детей. Продолжать учить отражать в рисунке свои впечатления, рисовать по памяти свой родной дом. Воспитывать аккуратность, старание, дружелюбие.

Воспитатель и дети

Занятие - аппликация. Тема: «Многоэтажный дом»

Учить детей планировать свою работу. Закреплять навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Воспитатели и дети.

Игровая и конструктивная деятельность детей «Домик с окошком»

Продолжать учить детей сооружать различные постройки, развивать творческие способности, дружелюбие.

Воспитатели и дети

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекаря. Рассматривание стеллажей с книгами, беседа с библиотекарем. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Воспитатели, дети, родители.

Экскурсия в тренажерный зал

Дать детям понятия о профессии - тренер. Познакомить с тренажерным залом, оборудованием, его назначением и пользе для здоровья человека. Продолжать обогащать знания детей родном крае.

Дети, воспитатели, родители.

Чтение художественной литературы

В.Степанов 2Что мы родиной звали», «Наш дом», Ю.Ширяев «О городе моем», И.Суриков «Вот моя деревня», П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Шим «Где наша деревня».

Воспитатель, дети

Конечный продукт проекта:

Выставка детских работ по темам

1. наша улица

2.дом, в котором я живу

3.многоэтажный дом.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в старшей группе (ФГОС).

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».

Т.В.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 - 6 лет»

Любовь Русакова

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Актуальность проекта:

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Именно поэтому мною был разработан и осуществлён проект

«Моя малая Родина - Подюга!»

Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края.

расширить и уточнить представлений о родном посёлке;

Способствовать формированию нравственных качеств;

Развивать познавательный интерес, активность;

Воспитать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, посёлку:

Ознакомление с родным посёлком является одним из средств патриотического воспитания.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать на-копление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. При реализации проекта по патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по посёлку, чтение литературных произведений.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – изучение методической литературы, составление плана реализации проекта.

Основной – непосредственная реализация проекта.

Заключительно-обобщающий – систематизация и обобщение результатов проектной деятельности.

Работа велась в соответствии с перспективным планом

сентябрь

Должен ты малыш запомнить,

Адрес дома своего,

Улицу, на которой ты проживаешь,

И название посёлка своего!

1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.

Работа с детьми

Экскурсия «Мой посёлок»

Беседы с детьми:

«Адрес свой малыш узнай, да смотри не забывай!»

«Улиц в поселке немало у нас!»

Дидактические игры: «Расскажу, где я живу»

Чтение стихотворений о посёлке.

Работа с родителями

Познакомить родителей с проектом.

Анкетирование родителей.

Подбор материала к оформлению выставки:

«Улицы посёлка»

(фото, совместные рисунки родителей с детьми, рассказ о улице)

октябрь

Наш посёлок лесной,

Лес нас кормит, тепло нам даёт,

И профессии взрослых,

Конечно же связаны с лесом.

1. Воспитание уважения к труду людей посёлка;

2. Закреплять знания у детей улиц посёлка, профессий жителей посёлка

Работа с детьми

Экскурсии по близлежащим улицам

Беседы: «Внимательно вокруг посмотри, что для посёлка сделали люди, нам расскажи»;

«О профессиях мамы и папы»

Дидактические игры:

«Кто где работает?»; «Где люди живут».

«Улицы посёлка»

Конкурс чтецов:

«О Подюге я стихи читаю, свой посёлок родной в стихах воспеваю!»

Работа с родителями

Оформление выставки

«Улицы посёлка».

Викторина для родителей с детьми: «Знаешь ли ты свой посёлок?»

ноябрь

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Семья для всех – основа всех начал.

1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.

2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу.

3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека

Работа с детьми

Экскурсии на работу родителей

воспитанников

Чтение рассказов В. А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».

Занятие «Очень я её люблю, маму милую мою!»

Составление рассказов на тему "Моя мама!".

Работа с родителями

Оформление альбома

«Мамы разные нужны, мамы разные важны!»

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».

декабрь

1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.

2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.

3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.

Работа с детьми

Занятие «Состав семьи - семь я».

Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я. Акима.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игра: «Позвони родным».

Аппликация «Моя семья».

Мастерская Деда Мороза

«Изготовление новогодних игрушек для ёлки посёлка»

Работа с родителями

Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья». Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».

январь

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

1. Познакомить детей с природой родного посёлка, её климатическими особенностями, её флорой и фауной.

Работа с детьми

Просмотр презентации: «Посёлок в разное время года»

Дидактические игры: «Угадай какое время года»; «Составь картинку достопримечательностей посёлка»; «Найди среди картинок животных нашего края»

Рисование с аппликацией: «Зима в посёлке»

Оформление фотоальбома: «Посёлок в разные времена года».

Работа с родителями

Консультация для родителей:

«Как провести выходные с ребёнком на природе»

февраль

В феврале – героев славим!

Тех, кто на страже Родины стоит,

И тех героев вспоминаем.

Кто был в боях убит!

1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества.

2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.

Работа с детьми

Беседа: «Праздник Защитников Отечества отмечаем, верных сынов Отечества прославляем»

Двигательная разминка «Сильными и ловкими будем мы расти!».

Развлечение «Будущие защитники Отечества!»

Просмотр презентации:

«Наши прадеды воевали, ценою своей жизни победу над фашизмом нам добывали!»

Работа с родителями

Составление альбома

«Наши прадеды – участники ВОВ!»;

Фотогазета «Мой супер папа!»;

Заключение:

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

1. Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».

2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности.

3. Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем посёлке,

«Малая Родина- Подюга».

4. Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

5. Интернет ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы.

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем посёлке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с посёлком, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Тип проекта; практически - исследовательский.
Вид проекта ; долгосрочный

Участники проекта : педагоги, родители, дети,

Соучастники проекта; Библиотека, жители посёлка .

Срок реализации; сентябрь - май

Гипотеза проблемы :

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил посёлок. Детям станет интересна тема Великая стройка БАМа. Начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному посёлку его истории, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.

Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Расширить представления о родном посёлке и его особенностях, раскрыть роль п. Новый Уоян. Познакомить детей с достопримечательностями родного края.

Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.

Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

Метод проекта

  • Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
  • Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
  • Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Диагностико - проектный (подготовительный)

Цели: анализ имеющихся условий, диагностика(изучение) детей дошкольного возраста и определение задач музейной педагогики.

Формы: беседы, наблюдения, опросы родителей.

2 . Практический этап(содержательно-деятельный)

Цели: планирование работы по проекту. Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста, родителями, сотрудниками краеведческого музея, Дома ремесел, начальной школой.

Формы: игры, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, досуговые мероприятия.

3. Заключительный этап (рефлексивный)

Цели: проверка, оценка результатов (мониторинг)

Формы: беседы, опросники для родителей.

Принципы музейной педагогики:

Целостность, системность, последовательность, гуманизм, культуросообразность;

Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены систематизировать знания в области музейного дела и образования.

Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (приблизительный)

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Методическое сопровождение

Познавательный цикл

Продуктивная деят.

Сентябрь

Подготовка

Постановка проблемы, вхождение в тему проекта

Подбор информации, изготовление буклетов, фото альбомов. Изготовление стенгазет «С чего начинался БАМ»

Октябрь

«Мой посёлок»

Беседа «С чего начинался п. Новый – Уоян»

Экскурсия «Красота нашего посёлка»

С,р-игра «Дом» . Познавательное чтение «Кто построил этот дом?»

Прослушивание песни «Уоянские просторы»

Открытое мероприятие (подготовительная гр.)

«Моя Родина Россия»

Конкурс рисунков «Улица на которой я живу»

Конструирование «Дов в котором я живу»

Оформление в группах

патриотического уголка «Моя малая родина»

создать фото альбом «Моя малая родина» Косультация «С чего начинается родина»

С. Баруздин.

«Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.

Ноябрь

«Мой детский сад»

Экскурсия познакомить с работой Прачки.

С-р игра

«Детский сад», Беседа «Как вести себя в группе»

Создание герба группы

Оформление фото альбома

«Мой любимый детский сад».

Консультация «Чем ребёнок занят в группе»

Семейный клуб

«Дети наша радость»

Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2002.

2. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Мой любимый детский сад».

Декабрь

«Моя семья»

Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным».

Аппликация «Моя семья».

Изодеятельность (рисование)

«Герб семьи»

Нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи.

Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья».

Консультация

«Ветераны БАМа»

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995.

Январь

«Профессии моих родителей»

Д.И. «Назови профессию»

Беседа «Все профессии важны все профессии нужны»

Экскурсия на вокзал

Беседа «С чего начинался БАМ»

Изодеятельность (Рисование) «Профессия мамы, папы»

Создать Фотоальбом «Моя профессия»

Консультация «Как вести себя должен ребёнок в общественном транспорте»

Развитие социальных навыков детей 5-7 лет

Н.Г. Зеленова

«Я ребёнок»

Февраль

«Ветераны БАМа»

С.Р. игра «Мы строим БАМ»

Рассматривание фото альбома

«Наши Ветераны»

Беседа « Чего начинался БАМ»

Рисование «Портрет моего деда»

Фотовыставка «Бамовцы моей семьи»

Экскурсия мини-музей

«Мой посёлок Новый Уоян»

Буклет «Воспевая Бурятию»

Картотека

«Ветераны БАМа»

Март

«Милая мамочка»

Быт и традиции п.Новый уоян»

Беседа «Национальный праздник Сагаалган»

Позновательное мероприятие «Что за праздник – масленица»

Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки»

Аппликация Подарок для мамы «Цветик семи-цветик»

Лепка «Посуда»

Кокурс рисунков «Маму очень я люблю»

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Л. Свирская «Работа с семьей»

Презентация «Быт и традиции Бурятии»

Апрель

«Космос»

«Исторические памятники»

Экскурсия по детскому саду Развивающая среда «Космос»

Беседа «Первый космонавт»

Рассматривание фотографий «Памятники п. Новый –уоян»

Беседа

«Для чего нужны памятники»

Лепка

«Планеты»

Рисование

«Ракета»

Фотомантаж с воспитателем

«Памятники посёлка»

Фотовыставка «Памятники посёлка»

Консультация «Для чего нужны нам памятники»

С.В. Глебова

«Детский сад – семья»

Картотека

«Достопримечательности посёлка»

Май

«Наши Деды»

«Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».

Рисование «Вечный огонь»

Аппликация (открытка)

«День победы»

Выпуск семейной газеты «В здоровом теле - здоровый дух!».

Предложить сходить к Вечному Огню с ребёнком. Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Развлекательная программа «Веселая семейка».

Комарова

Л.Б Деригина

Картотека

Мини музея

«Наши Ветераны»

Результаты проекта.

Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;

Знаю людей – ветераны БАМа

Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;

Принимают активное участие в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, частушки, водят хороводы;)

Имеют понятие о деятельности музея и его значении для людей;

Используют имеющиеся знания в самостоятельной деятельности.

Родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Начали проявлять больше интереса к образовательно -воспитательному процессу;

Повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного посёлка.

Педагоги: - разработаны методические рекомендации для воспитателей;

Презентация проекта на педсовете.

Вывод.

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

МБДОУ Детски сад «Лесная поляна»

Проект

Тема: «Моя малая родина»

2014г.

Воспитатель: Антипина Е.Ф


«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Продолжительность проекта - краткосрочный

Тип проекта - информационно-творческий.

Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта:

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.

— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Для педагогов:

— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Форма проведения итогового мероприятия проекта -

Викторина, презентация.

Название итогового мероприятия проекта -

Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».

Продукты проекта:

Для детей:

Коллективные творческие работы

Для педагогов:

— Фотоальбом «Мое село».

— Ширма «Люби и знай родной свой край».

— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

— Консультация , анкета, беседа.

Для родителей:

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Ожидаемые результаты по проекту:

для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания.

II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Ознакомление педагога с методическими материалами по теме.

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Продуктивный

(непосредственная деятельность по проекту)

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу»

Рисование по теме

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Экскурсии:

Краеведческий музей:

Прошлое и настоящее села Истье

Консультации

Памятка для родителей

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов)

Презентация «Моя малая родина»

Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1-я неделя

Беседа с детьми о селе Истье:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу»

Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

Знакомим родителей с историей села.

2-я неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье».

НОД «Дом в котором я живу»

Рассказ воспитателя об истории развития села.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».

3-я неделя

НОД Тема: «Край ты мой любимый».

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село».

Экскурсия к памятнику

Акция «Памятник»- уборка мусора.

Рисование «Мой любимый детский сад».

Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье».

Консультации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

4-я неделя

Беседа «Праздник «Город кузнецов» ».

Рисование «Город мастеров».

Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу».

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

1-я неделя

Презентация к проекту «Моя малая Родина»

Викторина «Моя малая Родина - село Истье»

Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями).

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.

4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.

13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.

14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.