Выступление на педагогическом совете

Тема: Нравственное воспитании дошкольника.

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. Э. Бекон

В.А.Сухомлинский писал: «Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином».

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

Представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для ребенка как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстника, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным. Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостностей обстановки вокруг него.

Необходимо обращать внимание дошкольника, прежде всего на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из- за грозящего им неминуемого наказания за совершенный поступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш перестает ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо.

В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества. Как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру; доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними своими « сокровенным». В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость. Но главное – это общение его со взрослыми, совместные прогулки с родителями. Походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбалку, совместная деятельность.

Вспомните, когда последний раз вы ходили с ребенком в театр, цирк или просто выходили на природу?

Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой, прежде всего, связывается возникновение у дошкольника чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, блеск солнца.

Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать прекрасное должны встревожить родителей.

Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение. Наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание. А наблюдали ли вы тягу ребенка к живому? Маленькие животные – детеныши вызывают у ребят чувство восхищения. Наблюдая за их ростом. Играя с ними, проявлять о них заботу для детей одно удовольствие; их можно накормить, защитить. Такое покровительство возвышает ребенка в собственных глазах: он большой, он сильный, он добрый.

К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная задача огорчений – неблагополучие в семье. На вопрос «Что тебе больше всего огорчает? « многие дети отвечают: « Когда мама с папой ссорятся», «Когда мама болеет», «Маленький братишка упал и ушибся, он плакал, и я тоже плакал: ведь ему было больно». Детей огорчают ссоры с ребятами, обижает несправедливость взрослых, эмоциональные проявления младших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются. Но чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Что же мы вкладываем в понятие воспитанности?

    Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание родителей и невзгод семьи вместе со всеми ее членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений, юбилеев и других особых праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

    Поведение в детском саду.

Дисциплинированность на занятиях, активное участие в их проведении; повседневное выполнение правил для воспитанников аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к имуществу; правильное поведение.

    Отношение к старшим.

Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим, которые в ней нуждаются, разумное выполнение поучений старших.

    Отношения со сверстниками.

    Поведение на улице, в общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах4 привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.

    Отношение к самому себе

Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье. Быть всегда честным и искренним; вырабатывать привычку не брать чужих вещей без разрешения; быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали; не быть завистливым к чужим успехам; искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех; честно признаваться в своих поступках и ошибках и стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек(сквернословие); всегда иметь опрятный вид; проявлять постоянный интерес к литературе, искусству.

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Подготовила:

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим , дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив , основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи , где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.


Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка , его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.


Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).


Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом .

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, взрослые, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список литературы

  1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.2.
  2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993

Советы для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Правильная организация семьи - залог успешного воспитания. Место ребенка в семье коллективе.

Огромное воспитательное значение заложено в умении родителей правильно организовать жизнь в семье: трудовая обстановка, взаимоотношения взрослых, построенные на любви и взаимном уважении, их общественное лицо, социальные установки - все это оказывает сильное влияние на развивающуюся личность. Ваше отношение к окружающим людям, к работе, ваши вкусы, взгляды, привычки, поведение, любая мелочь влияют на становление характера растущего человека.

Ребенок - член семейного коллектива, он требует к себе внимания и уважения, но не слепого почитания. Ничто так не мешает воспитанию, как «особое положение» ребенка в семье.

Посоветуйте родителям следующее:

Все взрослые члены семьи ответственны за воспитание ребенка.

Не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они идут по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя.

Быть последовательными в своих распоряжениях: дав указание, не отменять его.

Не злоупотреблять нотациями и нравоучениями - ребенок не всегда способен понять их.

Если ребенок не выполнил распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку.

Добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя как надо лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать как ему заблагорассудится.

Контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичным.

Грубое слово, насмешка ранят ребенка, вызывают сопротивление указанию взрослых. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздражительным или повышенным тоном, но добивается послушания.

Не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе.

Не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей.

Уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших.

Относиться к ребенку с уважением, как к равноправному члену семейного коллектива (выслушивать его мнение, предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах).

Закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения. «Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», « Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь».

Учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими.

Присмотреться к своему ребенку - обладает ли он качествами общественности (может ли по собственному побуждению уступить удобное место кому-либо из взрослых, умеет ли проявлять заботу о старших членах семьи без вашего напоминания, разделять общесемейные радости и огорчения и др.)

Помнить о том, что ребенок воспитывается не только тогда, когда ему объясняют, советуют, поучают, но и всеми влияниями взрослых, личностью отца, матери, бабушки, стилем семейных отношений, их суждениями об окружающем мире, отношением взрослых к труду, к общественным обязанностям. Взрослые - пример для детей. Не забывать о высокой восприимчивости дошкольников и их стремлении подражать.

Поддерживая требования и советы детского сада: успех воспитания зависит от взаимной договоренности родителей и педагогов.

Заставлять ребенка уважать себя невозможно; уважение завоевывается всем образом жизни, отношением к людям, к труду, общественным положением.

Не разрешайте дошкольнику по отношению к взрослым панибратства, грубости.

Рассказывайте ребенку о работе близких, их общественных делах; если у членов семьи имеются награды, сообщите, за что они получены.

Создавайте условия ребенку для проявления заботы о младших братьях, сестрах и родителях и для совершения им добрых поступков.

Соблюдать последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях.

Правила, предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в воспитании.

В выборе способов воздействия на ребенка всегда надо начинать с мягких мер и только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.

Четкий режим и содержательная жизнь ребенка - основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов.

Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов.

Не говорить при ребенке, что он капризен.

Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение.

Не забывайте о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы.

Детские капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.