В ведической традиции днём поминания предков помимо каких-то определённых дней календаря, считается суббота. Сегодня суббота (пока исследовала — наступило воскресенье). Не суть, почему-то именно сегодня захотелось об этом вспомнить.

Перед тем, как обратиться к этой теме, хочется сказать о том, что наш род, даже ушедшие из этого мира, минимум до 7 колена, стоят у нас за спиной и оказывают нам поддержку. Ну, по крайней мере, так должно быть…

Не зря в былые времена наши предки хранили память о своём роде. Ведь не только у аристократов и царственных семей существовало понятие генеалогического древа. Если вспомнить, то в старой России даже у простых крестьян фамилия рода часто передавалась от прародителя по его имени. Поэтому у нас так много Ивановых (Иван), Сидоровых (Сидор), Прохоровых, Матвеевых, Ильиных… Либо это была фамилия, связанная с родом деятельности предков — Кузнецовы, Купцовы, Сапожниковы, Портновы. И люди помнили свой род, рассказы о предках передавались от отца к сыну, от сына к его сыну… Вряд ли это было просто блажью. Люди обладали этим знанием, что род — это его защита.

Конечно, теперь всё изменилось. Не зря есть пословица: "Иван, родства не помнящий" . Когда рушились устои нашего государства, большевикам было выгодно, чтобы человек забыл род, семью, и боролся только за идею. И в принципе во многом это им удалось. Как много сейчас людей вспомнит хотя бы, как звали его прадедов? А помнить нужно, хотя бы потому, что без них не было бы и нас.

Существует такое понятие, как родовая карма. И для нас сейчас это скорее карма негативная, но не потому, что род проклят или кто-то в роду согрешил. Как могут помочь нам наши предки, если мы и не вспоминаем про них? Если мы не молимся за их души, если они совершали ошибки? Не благодарим за свою жизнь? Многим сейчас просто даже времени нет — мы всё время участвуем в гонке за выживание — как стать успешнее, как тут не опоздать, как ещё больше заработать, как не потерять. А в принципе то мы уже многое потеряли. И, возможно, помощь нашего рода будет более действенной для решения любой нашей проблемы, чем надежда только на себя "могучего"…

Конечно, для многих сейчас практически невозможно восстановить утерянные родовые связи. Но считается, что если Вы обращаетесь к предку, даже не зная его имени, его душа всё равно понимает, что речь идёт о ней. И не важно, что возможно эта душа живёт уже в другом воплощении. Мы все связаны тонкими невидимыми нитями. Как Бог — он и един и множественен в одно и то же время.

Иногда задают вопрос: как можно снять противоречие между учением о реинкарнации и учением о необходимости почитания предков? Действительно, на первый взгляд, кажется, что если душа человека воплотилась в новое тело, то почитание его, как предка, не имеет смысла (как он может принимать почитание, если уже находится в другом теле?). На данный вопрос различными духовными людьми даются разные ответы.

Во-первых, душа совсем необязательно перевоплощается немедленно после смерти. Может пройти достаточно много времени, прежде чем душа примет новое тело.

Указывают также на существование понятий "коллективной памяти", "небесного близнеца","параллельного я", которое остаётся в энергетическом поле, когда душа перевоплощается. Иногда это трактуют так, что это не буквальная сущность. Это наши действия в наших прошлых жизнях, которые живут подобно теням прошлого или как наши воспоминания и воспоминания других людей.

Вспоминайте и почитайте свой род и со временем вы почувствуете необъяснимую поддержку, силу, уверенность, мудрость неведомо откуда пришедшую, ответы на вопросы, всплывающие неизвестно откуда, как будто вы просто знали об этом раньше. Попробуйте, не скупитесь на любовь!!!

Слова словами, а как это делать, если необучены мы? Я постаралась найти информацию из разных источников. Каждый подсознательно выберет для себя то, что его душе подходит. Любая традиция имеет право быть. В любом случае эту статью прочитают только те, кому эта информация необходима. У меня самой, совсем в недавнем времени, ну просто на ровном месте, встал вопрос моего рода. Вырос буквально на ровном месте.

Когда я начала этим интересоваться, думала, ну что можно найти? Кто в наше время думает особо о предках? Были и были. Оказывается я ошибалась, это всегда во всех культурах было важной составляющей. Вот только несколько примеров, а есть ещё Китай, Япония, Египет и т.д.

  • Славянские веды.

В Дни Памяти Предков и Родительские дни, которые вы можете найти в Календаре (др.русском) можно поминать Предков.

Для этого возложить на домашний Алтарь бескровную (не животную) пищу — требы и дары — блинчики, оладушки, печенье, фрукты, орехи, конфеты, мёд, варенье и т.п. Очень хорошо, если вы сами требы приготовили своими руками.

Например, выпекая блины — первый блин — Богу на алтарь, а второй Предкам. Остальные — старикам и детям, потом себе. Поскольку, приготавливая лично пищу, вы вкладываете "свою Душу", свою энергию, поэтому поминая Предков такой пищей, вы с ними обмениваетесь энергиями и даёте им свою силу для того, чтобы не иссякал канал связи, и чтобы у них была энергия, чтобы вам помочь.

Требы кладут на Алтарь с такими словами: "Род Небесный, Прародитель! Ты, Родов всех Покровитель! Помяни моих всех Предков! Кои в Сварге Твоей Светлой! Ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!"

Алтарь устраивают в дальнем левом углу комнаты от входа. (В одной из статей я прочитала, что алтарь для поминания предков (ну или просто место для поминания) устанавливают в южной части комнаты, что очень перекликается с индийскими Ведами, т.к. в их традиции Югом правит Ямаражд — Бог смерти.)

  • Православная церковь. (заметьте, то с чего я начала — в православии родительский день — тоже суббота!!!)

Церковь установила дни торжественного, всеобщего, вселенского поминовения. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: суббота мясопустная; суббота Троицкая; Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы; Радуница; Дмитриевская суббота; День усекновения главы Иоанна Крестителя; День победы в Великой Отечественной войне. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии.

  • Индийские Веды.

О почитании предков огромное количество информации. Пинда, Шраддха… Вы можете сами найти это в интернете. Для меня самым лаконичным, простым и реальным в домашних условиях в своё время стала скинутая мне одной чудесной девушкой Леной Гуфрановой информация, которой я сейчас и делюсь с вами.

Практика в домашних условиях.

Для проведения практики вам понадобятся: церковная свеча, пачка риса, специи, две новые тарелки. Из этих тарелок нельзя будет кушать. Пометьте их — одна будет для предложения пищи Богу, вторая — для Предков. В дальнейшем храните их отдельно.

  • Встаньте утром, совершите омовение и наденьте чистую одежду. На кухне также должно быть чисто.
  • Поставьте вариться рис и пока он варится, читайте над ним молитвы. Рис пробовать на вкус нельзя. Когда он сварился, добавьте в него топлёное масло, чёрный кунжут (можно мак, тмин или другую специю чёрного цвета) немного соли и сахара. Дайте рису остыть.
  • Затем сформируйте из риса шарики величиной с грецкий орех и выложите их на чистую тарелку, которую необходимо поставить на 15-20 минут перед изображением Бога.
  • Предложите пищу Богу.

Вот варианты молитв:

  • Молитва для предложения пищи в христианской традиции:

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами. Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь" . (И перекрестите 3 раза пищу).

  • Ведическая мантра подношения пищи:

"Намо Ом Вишну падайя

Кришна прештайя бхутале

Шримате бхактиведанта

Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ

Гаура Вани прачаринэ

Нирвишеша-шуньявади

Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя

Кришна према прадайа те

Кришнайя Кришна Чайтанья

Намнэ гаура-твише намах

Намо брахманья-девайя

Го-брахманья-хитая ча

Джагад-дхитайя кришнайя

Говиндайя намо намах".

Подождите 15-20 минут, пока Господь освятит Вашу пищу.

  • Потом рисовые шарики выложите на другую новую тарелку для предложения Предкам. Поставьте её в другое место, зажгите свечу и произнесите: "Я приглашаю членов своего рода прийти и принять эту пищу" . Вам при этом желательно остаться в комнате и в течении 20-30 минут просто сидеть и молиться в вашей духовной традиции.
  • Затем поблагодарите Ваш род: "Я благодарю вас что вы приняли эту пищу. Я хочу поблагодарить вас за свою жизнь! Я являюсь частью вас! Я хочу выразить вам уважение и почтение, прося благословения у вас и обращаясь с просьбой о помощи (скажите, о чём вы просите). Пусть эти молитвы выразят нашу благодарность и почтение!" Затем сделайте поклон. Пусть ваше обращение к предкам выразит вашу благодарность и почтение!
  • Внимание! Затем до заката солнца надо покормить рыб или чёрных ворон этими рисовыми шариками. Приготовленную пищу нельзя кушать живым людям и также её нельзя выкидывать.

На этом практика будет завершена.

Важные замечания:

  • Делайте практику максимально сконцентрировано!
  • В критические дни практику делать нельзя.
  • Практика имеет большую силу если её делают несколько женщин Рода, например вы с мамой или с сестрой, или с дочкой.
  • Можно варить немного риса, а можно и всю пачку. Чем больше накормите животных — тем лучше.
  • Беременным можно делать эту практику.
  • Пожалуйста, помните Вы женщина — мистическое создание Бога! В Ваших руках возможность создать крепкий сильный род, который будет надёжным тылом Вам, вашим детям и внукам!

Это глубокая практика, желательно делать её несколько раз. Многие из наших семей, вдохновили нас стать теми, кем мы сейчас уже являемся. Положительными или отрицательными деяниями, наши семьи создали нашу жизнь, так же, как мы создаём её сейчас для себя и для тех, кто пребудет после нас!

  • Католические традиции.

День всех усопших верных в римско-католической церкви отмечается традиционно 2 ноября, следом за Днём всех святых (1 ноября). В этот день во многих странах мира принято ходить на кладбище, зажигать свечи, украшать могилы зеленью и цветами, устраивать общую семейную трапезу (дома, т. к. приём пищи на кладбищах строго запрещён).

  • Африканские традиции (текст дан с сокращениями и мной на практике не проверялся).

Души мёртвых в африканских традициях именуются по-разному. Cуществуют различные типы. Обычно же, Эгунами считают Дух Предка (независимо — родственника или нет, ибо мы можем не знать, кем были наши родственники в прошлых жизнях или кем были мы и где жили). Эгуны — это кровные и религиозные родственники.

В этой традиции существует такое понятие, как Святыня Предков (Духовный Алтарь, Угол Эгунов).

Процедура почитания Предков может быть представлена в виде четырёх основных этапов:

  • Подготовка Святыни Предков.
  • Подготовка к почитанию.
  • Процедура почитания.
  • Окончание ритуала.

Подготовка Святыни Предка

Прежде всего вам нужно установить стол (или другой "фундамент" алтаря — полку, тумбу и т.п.). Накройте его белой тканью. Рекомендует выстирать её с небольшим количеством уксуса, после чего высушить на солнце и застелить алтарь, сбрызнув ткань вашими любимыми духами. Традиция советует найти около дома четыре камня, очистить их солью, тщательно вымыть и разместить по углам алтаря.

Далее следует разместить на вашем алтаре, или около него (например, на стене позади алтаря) фотографии или портреты Предков. Можно задрапировать стену позади алтаря, чтобы изображения было удобнее прикреплять. Общепринято, что на вашем алтаре не должно быть никаких фотографий живых людей.

Можете разместить на алтаре предметы культа тех религий, последователями которых были ваши Предки (Священные Писания, изображения Божеств и т.д.). Установите на алтаре белую свечу. Рекомендуется положить в стеклянный подсвечник немного взятой около дома земли и несколько крупинок соли, протереть белую свечу чистым растительным маслом от середины до верхушки, а затем, от середины до основания и, укрепив свечу в подсвечнике, установить её перед бокалом чистой воды. В бокал можно добавить лепестки свежих цветов.

Почитание Предков требует регулярности. Не обязательно делать это каждый день. Вы можете взять на себя обязательство почитать ваших Предков, например, раз в неделю. Если вы установили периодичность ваших ритуалов, необходимо строго придерживаться своего обязательства..

Необходимо содержать вашу Святыню в идеальной чистоте. Не позволяйте испаряться воде, которую вы подносите Предкам. Не позволяйте находиться на алтаре испорченным продуктам. Регулярно протирайте пыль с изображений Предков и других предметов, находящихся на алтаре.

Примечание:

Даже если вы не имеете Святыни Предков, вы всё ещё имеете возможность почитать эгунов. Размещая пищевое подношение на тарелке и посвящая его Предкам вы можете быть уверены, что Предки получат это подношение. Вы можете проливать немного воды непосредственно на землю, и это также будет принято Эгунами.

Подготовка к почитанию

Очищение себя и Священного Пространства.

Очищение является необходимым этапом подготовки к почитанию Предков. Важность этого этапа обусловлена тем, что нечистота во-первых, оскорбляет Духов, а во-вторых, может способствовать проникновению недоброжелательных Сил.

Идентифицируйте себя и воздайте должное Духу Предков: (ваше имя) и (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.).

Благословите листья, подготовленные для окуривания, воздавая должное их Духу.

Испросите мир, устойчивость и мудрость.

Поблагодарите.

Ваше эмоциональное состояние не должно включать отрицательные эмоции (гнев, ненависть и т.д.). На любом этапе процедуры установления контакта, начиная от окуривания и т.д., следует быть сконцентрированным на осуществляемой деятельности и конечной цели ваших действий.

Тщательно окурите всё помещение. Удостоверьтесь, что дым курения проник в каждую часть комнаты, где находится Святыня Предков. Окурите себя, сначала спереди (с ног и до головы), а затем — сзади (с головы до ног).

Возьмите стакан чистой воды. Добавьте немного используемых вами духов, а также немного своей слюны. Произнесите:

"Я воздаю должное Духу Предков."

((ваше имя) и (упоминаются ваши Предки, начиная от родителей и т.д.))

Я (ваше имя) ребёнок (происхождения).

Благословите воду.

С помощью левой руки окропите этой водой всё помещение, сконцентрировавшись на этом освящении пространства. Перед окроплением назовите имена тех Предков, контакт с которыми нежелателен, и причины их исключения из данного ритуала. Если вы не знаете имён всех своих Предков, просто упомяните, что вы удаляете из вашего священного пространства Духов всех Предков умерших насильственной смертью, самоубийц, преступников, алкоголиков, наркоманов и т.д., и не позволяете им вторгаться в это пространство.

Перед началом ритуала и после его окончания рекомендуется принять омовение, или хотя бы окропить себя водой из большой чаши, которую следует установить возле алтаря.

Процедура почитания

  • Призывание Предков.

В начале церемонии можно позвонить в колокольчик или потрясти маракас. Она также советует зажечь свечу и, по возможности, благовоние из ванили или кокоса.

Для призывания Духов предков можно использовать различные тексты. Возможно некоторые ваши Предки захотят услышать обращения из Священного Писания исповедовавшейся ими религии (Библии, Корана, Торы, Вед).

Здесь уместно сделать возлияние воды. Жидкость может распыляться непосредственно изо рта на Святыню Предков, либо в жидкость можно погрузить палец и позволить влаге капать с него на землю. После призывания следует назвать имена всех известных вам ваших Предков (начиная от недавно умерших и т.д.): (имя Предка), после имени можно добавить жизненные достижения вашего Предка.

Призывая Предков вы не только приглашаете их к вашей Святыне, но и чтите их память данным способом. После призывания можно спеть песни в честь Предков (можно использовать тексты Псалмов, аяты Корана, мантры и т.п.). Можно станцевать (не перекрещивая ног).

Теперь можно сделать подношения.

  • Подношения Предкам.

Подношения Предкам могут включать любую пищу, которую вы употребляете сами. Каждый раз принимаясь за еду, прежде чем есть самому, вы можете поднести часть пищи Предкам, размещая её в тарелке (часто используют треснутые тарелки) на полу перед алтарём, либо непосредственно на алтаре (вся пища, подносимая Предкам, должна быть без соли!). Советует разместить пищу в виде круга, а в центр поставить свечу и жидкую пищу. Она рекомендует коснуться тарелкой лба, сердца и промежности и дохнуть на пищу.

Подношения включают также напитки. Предлагая напитки, капните несколько капель на землю.

В качестве подношений могут использоваться свежие цветы. Когда вы научитесь входить в контакт с Душами, ваши Предки сами будут говорить вам о своих желаниях, игнорировать которые, конечно, же не следует.

Воду, свечи и другие не скоропортящиеся подношения обычно меняют раз в неделю (часто это делают вечером в пятницу или понедельник).

Традиционное подношение Эгунам включает девять небольших частей кокосового ореха с пальмовым маслом и гвинейском перце на каждой части размещённые на небольшой тарелке вокруг жаренной кукурузы, сушёной рыбы и jutia. Сверху льют мёд.

  • Диалог с Предками.

Сделав подношение, поблагодарите Предков за полученные вами благословения. Здесь, как и на любом другом этапе общения с Душами, вы можете использовать либо свой родной язык, либо язык на котором говорили Предки.

Призвав Предков, спросите, пришёл ли кто-либо из них и имеет ли желание говорить. Если ответ положителен, — выясните имя Предка, перечисляя их по очереди. Если Дух отказывается отвечать (и во всех других случаях, когда вы теряете контроль над церемонией), необходимо завершить сессию, погасить свечу и принять омовение.

Выяснив имя, можно приступать к диалогу. Вначале попросите о благословениях, на своём родном языке.

Спросите о желаниях Предка. Возможно, он захочет, что бы вы сделали какое-либо подношение (не обязательно продовольствие). Если это в ваших силах, удовлетворите желания Духа немедленно. Если это в данный момент невозможно, но реально в перспективе, пообещайте Духу исполнить просьбу в конкретный срок.

После этого, вы можете изложить Духу свои насущные проблемы и попросить его о помощи в их разрешении. Старайтесь задавать вопросы так, чтобы Дух мог ответить "да" или "нет". Имейте в виду, что не все Предки достаточно развиты, чтобы предложить хороший совет. Если Дух не может вам помочь, или его советы объективно невозможны для осуществления, поблагодарите его за помощь и попытайтесь найти совет у другого Духа.

При общении с Духами необходимо проявлять осторожность. Если на ваши сессии постоянно проникают недоброжелательные Духи, или если с вами происходят случаи одержимости, лучше прекратить сеансы призывания Духов, и начать использовать ваш алтарь просто как место размышления, медитации.

  • Завершение ритуала.

Когда вы закончите окропление в конце ритуала, трижды воздайте должное мудрости Предков.

Заканчивая церемонию почитания, необходимо на некоторое время предаться размышлениям о силе и мудрости ваших Предков, их жизни и значении (можно в это время перебирать чётки), после чего, возблагодарить их за мудрость.

После этого погасите свечу пальцами руки или специальным приспособлением для гашения свечей. Вылейте воду из чаши, использовавшейся для окропления, подальше от дома.

Остатки пищи на следующее утро можно оставить у подножия большого дерева. Не следует смешивать остатки подношений с вашим бытовым мусором. Тарелки, чашки и т.д. необходимо вычистить солью и убрать до следующего раза. Нельзя использовать их, как и любые другие предметы алтаря, в каких либо иных целях, кроме как для почитания Предков. В течении следующих дней наблюдайте за своей интуицией и сами. Предки могут дать вам своё руководство через них.

  • Мусульманские традиции.

Долго искала информацию. Все ссылки только на почитание Аллаха. Потом нашла статью… Выдержка из неё: "Нет сомнения в том, что наши предки были из числа праведных людей. Именно они, приняв Ислам, взяли на себя нелёгкую ношу призыва к этой религии на наших землях и распространения её света. Многие исторические факты свидетельствуют об их богобоязненности, храбрости и величии. Именно поэтому они имеют на нас многочисленные права. Мы обязаны следовать их примеру в том, что соответствует пречистой религии единобожия и просить за них прощения у Аллаха. Они добились величия и могущества только потому, что строго следовали канонам этой религии, придерживаясь единобожия и Сунны. Они были далеки от многобожия и нововведений, а также всего того, что хотя бы в отдалённой перспективе может привести к нему".

Одной из самых главных и больших причин, ведущих к многобожию, является излишнее почитание предков. Более того, это явление было основной причиной появления самого первого многобожия на земле.

Один из имамов ханафитского мазхаба — Шукри аль-Алюси (1342 г./х) сказал: "Излишество в почитании и возвеличивании кого-либо из творений является самой великой причиной, ведущей к поклонению идолам и праведникам. Именно излишнее возвеличивание праведников стало причиной поклонения людей Насру, Суа"у, Ягусу и др. в народе пророка Нуха (Ноя). Также и христиане начали поклоняться "Исе (Иисусу) именно по этой причине ". См. "Масаиль джахилия" с.71-72."

Но на этом я не остановилась. Неужели не почитают??? У меня есть подруги в мусульманской вере, и мне дали ответ: "В мусульманской вере подают садаку (милостыню) и молятся за души ушедших."

Стало быть, куда не посмотри, в любой традиции, видимо в подсознании человека всё-таки лежит эта родовая память… Пора нам, Иванам, родства не помнящим, научиться отдавать эту дань почитания, и когда то в наш час вспомнят нас тоже, и мы тоже будем помогать своему роду уже совсем на другом уровне сознания…

Я желаю мира, процветания и добра вашему роду!!! С любовью!!!

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли дедушки, бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. Этой осенью, в навью седьмицу я собираюсь позвать на защиту своей нынешней семьи всех тех, кто ушёл. Откликнется ли кто-нибудь на зов непутёвой дочери своего рода?

Но прежде соберу, как лоскутное одеяло, то, что знаю о почитании Предков у славян.


Навья Седьмица - ожидание Предков

Обращаются к Предкам весной, когда ещё и снег не сошёл

Жгут по весне костёр из соломы, как воспоминание о краде великой. Жгут в это же время еловые ветки в доме для очищения дома и домашних.

В разных датах это происходит, с 19 марта до 22 апреля, в чистый четверг. Разведение таких костров сопровождается «кликанием мёртвых». «Ночью, в темноте прядут нитку (в левую сторону) и обвязываются ею по запястьям, до восхода солнца («чтобы заговорное слово было крепко»), ходят в лес до солнечного восхода за вересом или можжевельником. Ранним же утром, до восхода солнца порану зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи скачут через этот огонь и мёртвых кликают. Еловые ветки разбрасывают по двору, кормят домового цыпленком. В это же время дети бегают вокруг двора с колокольцами (скотскими боталами) в руках, чтобы отогнать всякую нечисть от скотины. На восходе солнца обливаются водою, смывая с себя все нечистое».

Говорили мне, что в этот же день хозяин дома должен прокоптить «четверговой свечей» три креста на косяке входной двери. Вслушаюсь в древние слова: «…И воду к кутьи заупокойней оставляють на столци. И сметье (мусор) у ворот жгутъ в великой четверг, молвящетако: «У того огня души приходяще огреваются».



Навья Седьмица - почитание Предков

Взывают к умершим, плачут по ним во время Родоницы.

Уж потом праздник «Родоница» стал называться «Радуница» иль «Радоница». Но первое название, от Рода-батюшки, как-то прямо в сердце западает. Призывают Предков на охрану дома, на покровительство молодым семьям. Знаю, что кормят в это время землю яйцами и мёдом. Праздник этот у славян в первых числах мая. С 1 по 7 мая – Вешние Деды. А главный день на этой неделе – второй от начала, второе мая, тобишь.

Здесь снова повторяются «оклички» - обращения к мертвым. Вот что известно: «В этот день Русь обыкновенно поминает родителей. Еще загодя женщины пекут пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, приготовляют пшенники и лапшевники, варят мясо, студень, жарят яичницу.Со всеми этими яствами они отправляются на погост. Женщины поют плачи по мёртвым». У нас на севере эти плачи известны и различны по отношению к различным родственникам. Возможно, напишу об этом потом подробнее. «Люди разговаривают с умершими родственниками, поминают их, зарывают в могилы крашеные яйца, поливают брагой, убирают их свежим дерном, поверх которого ставятся всевозможные лакомые блюда, в том числе и напитки из мёда. Когда яства расставлены, поминальщики окликают загробных гостей по именам и просят их попить-поесть на поминальной тризне».


Навья Седьмица - четыре раза в году

Во время зелёных святок помнят о смерти и жизни

Поминают Дедов, после праздник на весь мир, с играми и плясками, славление жизни. Происходит это во время «зелёных святок», между 5 мая и 9 июня, в разгар весенних молений о благополучии взошедших хлебов.

Празднество это происходит на месте упокоения предков. Вот как это было в прошлых веках:

Сначала плач и «великий вопль» по умершим, потом «бесовские игры» (по выражению христианских церковников), производимые специально прибывшими заранее («… егдаучнут …») скоморохами. Потом - общие пляски и пение всех, пришедших помянуть предков. За всеми этими ритуалами видно стремление жить и радоваться краткосрочной жизни.

И вот наступает осенняя Навья неделя…

Одна часть поминания происходит в доме, вторая - на месте упокоения.


Навья Седьмица - воспоминание об ушедших

Октябрьские поминовения - Навья седьмица

Когда-то, во времена отдалённые, предков вспоминали-поминали два раза в году - весной и осенью. Во времена Ивана Грозного осенние моления были повсеместным делом - знаменитая «дмитровская» (родительская) суббота. Говорят, что это дело Сергия Радонежского, включившего в православный обиход этот славянский праздник в октябре - прочное напоминание о древних почитаниях предков. Вслушаюсь в древнюю поговорку: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут - живых блюдут» . Слово-то какое - «покойнички». Это те, кому спокойно.

Какие всё же даты?

Сместилось сейчас всё в календарях. Тот славянский праздник 19 октября по старому стилю, в 2019 году православные будут отмечать 8 ноября. А мы наши славянские Осенние Деды будем отмечать в период с 19 по 26

Как готовлюсь к Навьей седьмице?

Всё начнётся для меня в субботу, дома. Приберусь, вымою дом, наведу порядок в душе и мыслях. Приготовлю двенадцать блюд, в том числе блинов не забуду и варёных яиц.Освою приготовление кутьи, хотя ни разу её не делала до сих пор. Накрою стол новой белой скатертью, приготовлю лишние тарелки, стаканы, приборы для своих дорогих ушедших. Поставлю еду, открою окна, двери ненадолго и приглашу в тишине и почтении: «Родные Деды, идите к нам ужинать! Идите сами, и ведите с собой тех, кому не к кому идти! Есть здесь всё, чем дом богат. Просим вас: летите к нам!»

Жёлтую восковую свечу на стол поставлю, благодарение Предкам скажу:

Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным всех родителей, чтоб им не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать».

Прислушаемся, поищем знаков, что пришли к нам из другого Мiра. Посидим семьёй, полистаем старые фотографии, расскажем смешные и грустные истории, что помнятся о своих родичах, поулыбаемся воспоминаниям из детства, поплачем от грусти, которая станет светлее от этих незамысловатых поступков. Попрошу Дедов своих не оставлять нас без помощи и пригляду. И вроде ничего особенного нам и не нужно. Только ощущение тёплого взгляда, намёка на улыбку и веры в то, что всё будет хорошо.

Ляжем спать. Семь дней подряд будем кормить птиц на улице праздничным угощением. Так просто. Так важно. Неделя на размышление и принятие. Навья седьмица.

А через неделю вернёмся к обычной жизни. В следующую субботу снова приоткроем окна и двери ненадолго: «Святые Деды, вы сюда прилетели, пили-ели, Летите ж теперь к себе!»

И буду прислушиваться к ветру и шороху жёлтых листьев под каплями дождя, греть руки над свечой и знать - те, кто любит меня, смотрят на меня сверху с доброй улыбкой.

Мира вам и защиты!

Ирина Иванова.


Благодарность за фото В. Ларионову


Читайте нашу предыдущую статью «Славянские традиции . Осенние деды».

А также почитайте, что происходит Велесовой ночью .

Пока жива была моя мама, никогда не было чувства щемящей беззащитности. Да, давно ушли бабушки и даже отец. Но, как теперь знаю, только она защищала меня тем, что просто жила в Яви. ">

Предлагаем вашему вниманию состоявшийся в сообществе ВК «Рукопашный Бой в Условиях Невесомости» диалог с «волхвом» организации «Круг Языческой Традиции» Иггельдом (Дмитрием Гавриловым) о языческом обряде поминовения предков:

ДМИТРИЙ МЕШКОВ (подписчик): Давно хотел узнать, а зачем нужно надевать маску? Это типа ритуал какой-то дреле-славянский или ещё что-то? Действительно интересно, зачем?

ИГГЕЛЬД: Маска надевается даже в нынешних обрядах в Беларуси. Она предохраняет ведущего обряда поминовения от контакта с духами умерших, помогает сойти за своего. Одежду ведущий обряда выворачивает наизнанку, снимает себя серебро и кованое железо, распоясывается. Маска надевается именно в таких целях, согласно бытующей по сей день Традиции.

ДМИТРИЙ МЕШКОВ: Почему у вас тогда рубашка не вывернута и подпоясана?

ИГГЕЛЬД: Во время самого обряда съёмка запрещена. Это подготовительная часть.

САНДРО: Я почти никогда не критикую традиционное язычество, но разве не очевидна глупость такого предохранения? К чему этот страх перед своими родными предками? Разве они желают зла своим потомкам? Или это вовсе не души предков, а кто-то иной, раз желает зла? А если в этот момент может проникнуть кто-то нехороший, то не способен ли Бог защитить человека? Да и те же самые предки, раз в язычестве боги настолько бессильны.

ИГГЕЛЬД: Боги предоставляют людям самостоятельность. Это не боги и не предки, это люди бездуховны, потому и бессильны.

САНДРО: Бессильны перед кем? Перед предками? А разве предки желают зла?

ИГГЕЛЬД: Бездуховны в сравнении с предками, потому им предки, за редким исключением, не помогают. Взять хотя бы это осуждение предков, переживших и Первую Мировую, и Гражданскую, и Отечественную... Не современным людям судить предков своих. А судят же, сами не пережив такого. Потому предки большинству и не помогают, пока потомки по полной не нахлебаются, и не дойдёт до той мысли, что и они будут осуждены.

САНДРО: Так зачем надо маскироваться перед своими родными предками?

ИГГЕЛЬД: Потому, что они теперь иные, и среди них, слетающихся на обряд, есть души и тех, с кем твои собственные предки, ведущего, могли враждовать. Самый разный народ собирается ныне на Дзеды. Это же не крестьянская изба и один род, тут много семей и родов. У каждого пришедшего свои предки, мало ли как они в прошлом - дружили или враждовали. Ведущий таким образом, кроме прочего, защищается от вредоносного действия иномирья.

САНДРО: Так, может, лучше не обличаться в такую глупую маскировку (как будто духи не могут разглядеть под ней человека), а провести обряд «духовней»? Хотя бы с предшествующим обращением к, пусть и языческим, богам? В христианстве поминовение осуществляется молитвой и милостыней - разве это не самая действенная защита от всех нехороших духов? Разве ваши боги бессильны, или им плевать на людей? Это бессмыслица.

И вот ещё что, говоря про духовность, разве сам по себе этот обряд духовный, нравственный? По сути, тут используется приём, часто встречающийся в язычестве - обман. Чтобы обезопасить себя, надо обмануть человека или духа. А где обман - там страх. Христианин же не боится ни духов, ни людей. В нашей обрядовости обман отсутствует.

ИГГЕЛЬД: Все понимают, что это символика. Она не глупая, она традиционная, так поступали ряженные-окрутники и до нас, и не нам это менять. В дни поминовения предков не принято употреблять имен богов, потому что все предки, вне зависимости от веры или безверия, всё равно - это наши предки. Мы не делаем различия, чья душа явится на Дзеды отведать угощения. Аналог христианской милостыни в ходе Дзедов - это те подношения, которые делаются в любом вещественном виде Дзедам.

САНДРО: Народная поговорка говорит об этом: волос сед, а ума нет. И древность не мешает глупости и бессмыслице. И что это за толерантность такая? Либо боги есть и они боги всему, а значит, способны защитить, либо их нет. Подношения дзедам, это, простите, не милостыня, это задабривание духов. Две большие разницы.

ИГГЕЛЬД: Боги есть, но они предоставляют людям свободу воли, и вмешиваются только по особым случаям тогда, когда человек своей духовной работой угоден богам.

САНДРО: В чём тут свобода воли и почему бы людям до поминок не стать угодным богам, например, очищением и обращением к ним?

ИГГЕЛЬД: Никакая индульгенция не сделает человека, проведшего свою жизнь неправедно, чистым и угодным богам. Ни обращение и никакое очищение до конца не могут обелить человека неправедного (несправедливого) перед богами. Максимум, свести к нулю вещи, о которых он сожалеет искренне. Но не сделать его выше и лучше, ценнее. Аполлон очищал, но не делал любимцами тех, кто сожалел о своих неправедных делах. Дальше перед таким человеком открывалась дорога с новыми терниями, испытаниями, работой.

САНДРО: А новая работа загладит старые грехи или они навсегда останутся в человеке?

ИГГЕЛЬД: Они останутся вместе с новой работой. Это его жизненный путь. Только одно останется в прошлом, а работа - в настоящем.

САНДРО: Зачем вообще надо поминать усопших? В христианстве это делается для того, чтобы Бог увидел, что ради них человек проводит над собой духовную работу. Что усопшие как бы помогают людям стать лучше. Тут же, боги не могут прощать, да и никакой духовной работы не проводится во время обряда, кроме отрицательной (обман).

Если человек не может защититься своей праведностью, поскольку люди не совершенны, то зачем он обращается к предкам? Предки - такие же несовершенные люди. И даже у самых героических предков неясно что в жизни преобладало. Тут мы оценивать и судить их не можем.

ИГГЕЛЬД: Поминать усопших необходимо потому, что мы их продолжение и все там будем. И нас, по идее, хотелось бы, чтобы тоже помнили. Усопшие могут давать совет, совестить, пугать, но выбор остаётся за пока ещё живым. Предки, конечно, тоже несовершенны, в сравнении с богами или Богом, но они жили прежде нас, то есть, обладают большим и предыдущим жизненным опытом, который может уберечь нас - если мы внимаем им - от осознанных ими пороков и уже давно совершённых ошибок.

САНДРО: Да, мы их продолжение, мы тоже «там будем». И что? Зачем именно такое религиозное поминовение? Разве для целей памяти не достаточно просто посмотреть фотографии? К чему все эти кормёжки?

И жизненный опыт может быть также и накоплением ошибок с заблуждениями. Или человек после смерти ясно видит, что хорошо и что плохо? Тогда зачем бояться предков других людей? И разве может ТАМ, где человек уже всё понял, быть вражда между ними, по Вашему слову?

ИГГЕЛЬД: Почитайте "Одиссею". Кормёжка сообщает душам телесность на время и заменяет жертвенную кровь. Благодаря «кормлению» Дзяды могут оказывать влияние на материальный мир, общаться с нами в период обряда и несколько позже. Духов бояться не надо, но их надо уважать, как Старших и Иных. Я не могу сказать Вам, что видит человек после смерти - это предмет веры.

САНДРО: Зачем им телесность? Чтобы влиять на людей? Зачем? Они же, судя по Вашим словам, так и остаются несовершенными, враждуют друг с другом. Вы говорите это предмет веры, так я вас о Вашей вере и спрашиваю. Если враждуют меж собой, это явно говорит об их несовершенности, о том, что человек никак не изменился.

ИГГЕЛЬД: Чтобы взаимодействовать с сидящими у погребального или поминального огня. У теней нет тела, нет языка, как же они будут шептать живым? Этот парадокс прекрасно описан ещё у Дюма, когда «тень» Шико является к королю Генриху Третьему. Вы правильно поняли меня, что приходят к такому обряду, души, которые ещё будут перерождены, поскольку испытывают «враждебность». То есть, они будут отправлены на новый круг. Человек меняется, но не сразу, одним душам необходимо много перерождений, а другим - нет.

САНДРО: А зачем слушать шёпот? Как определить, кто шепчет, хороший предок или дурной?
И как людям проводить над собой работу в этой цепи перерождений? На что ориентироваться, если даже в традиционных обрядах происходит обман?

ИГГЕЛЬД: Внимать или не внимать - это зависит от внутренней настройки человека. Я полагаю, что голоса чужих предков обычный человек не слышит. Он воспринимает шёпот только тех, кто состоит с ним том или ином родстве. Людям же надо работать над собою при жизни, работа посмертная бесполезны с точки зрения Того, кто определяет смысл их следующего рождения. Я не вижу обмана в традиционных обрядах.

САНДРО: Значит, нет никакой гарантии, что человек прислушается к доброму духу, а не злому, обманщику. Ваше предположение о том, что инородных духов человек не слышит, считаю безосновательным. К тому же, если мы говорим о несовершенности предков, то зложелателем может оказаться и собственный предок. Мы знаем много отцов, ненавидящих собственных детей.

В христианстве при всём обилии литературы, при всей развитости аскетических практик, всё равно с недоверием смотрят на тех, пусть даже преуспевших в аскетике и богословии людей, кому являются некие духи. Даже самый умудрённый человек может не отличить доброго вестника от обманщика. В вашем же язычестве, насколько я понимаю, нет критериев отличия одних от других.
А если говорить про реинкарнацию, даже если она у славян и была, её помощь в работе над собою весьма сомнительна. Да, человеку даётся ещё один шанс, но верно подметил Кураев, что ему даже не разъясняется, что не он так совершил в прошлой жизни. Работа начинается с нуля, а он всё тот же человек, всё в том же несовершенном мире.
Также очень интересно, что же и каким образом вам там духи «нашёптывают», но, думаю, это тема для совершенно другого разговора.

Благодарим Дмитрия за дружелюбность, открытость и за то, что он не побоялся вступить в диспут на нашей территории. Эти качества не часто встретишь среди современных «волхвов».

Похоронный обряд у славян до христианской поры состоит в следующем: «Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику» особый костёр, «крада» выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. Дрова должны быть дубовые или берёзовые. От них больший жар и быстрее всё сгорает. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причём нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днём для похорон считается пятница - день Мокоши. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину мило дары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник должен лежать головой на запад, «и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху» . Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва:

Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид- Дуб-Сноп наш…

По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге. У Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать земли и насыпать уже большой могильный холм. В некоторых местах было принято собирать пепел и закапывать под деревом, или «вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путехъ, еже творять Вятичи и ныне» обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века.

Обряды в честь мертвых - во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Поминают умерших часто: в календарные дни и всегда, «как на ум прийдет, да сердцеу вспомнится» . Народ ходит на могильники, и там приносит жертвы мертвым.. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название - Тризна. Тризна по умершим есть пир посвященный в их честь. Со временем славянскую Тризну, изменили в поминки. Тризна ранее представляла собой целый ритуал: на могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина, и поминают мертвого. При этом, обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения, которой автор, сам потерпевший или понесший лишение. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или ударяя себе в грудь, плачет, выражая на распев в форме народных песен, слово сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности. Ниже приводим примеры таких песен:

Плач по матери

Отлетела моя матушка,
Оставила меня жить во горюшке!
Как я без тебя буду жить,
Я еще молодешенькая,
Ум у меня близнешонькой,
Во сиротстве жизнь горькая,
Нет у меня матушки,
А кругом я - горька сироточка!
Придет-то лето теплое,
Закокует-то в поле кокушечка,
Загорюю-то я, горька сиротиночка,
Без своей-то родимой матушки,
Тяжело-то мне тяжелешенько,
Никто-то меня не пригреет,
Кроме солнышка, кроме красного,
Никто-то меня не приголубит,
Никто-то меня не приласкает,
Кроме матушки-то моей родимой!
Была бы моя матушка,
Разговорели бы меня, разбавили
От тоски-то от кручинушки,
От великой от невзгодушки!
Куды-то я ни пойду,
Куды-то я ни поеду,
Нет-то -моей матушки!
Припаду да я ко матушке - сырой земло,
Я ко этой, победна, к муравой траве,
Воскликать стану, горюша, умильнешенько.

Плач по отцу

Со восточной со сторонушки
Подымалися да ветры буйные
Со громами да со гремучими,
С моленьями да со палючими;
Пала, пала с небеси звезда
Все на батюшкину на могилушку…
Расшиби-ка ты, Громова стрела,
Еще матушку да мать-сыру землю!
Развались ко ся ты, мать-земля,
Что на все четыре стороны!
Скройся-ко да гробова доска,
Распахнитеся да белы саваны?
Отвалитеся да ручки белыя
От ретива от сердечушка.
Разожмитеся, да уста сахарныя!
Обернись ко ся да мой родимый батюшка
Перелетным ты, да ясным соколом,
Ты слетайко-ся да на сине море,
На сине море, да Хвалынское,
Ты обмой-ко, родной мой батюшко,
Со белова лица ржавщину;
Прилети-ко ты, мой батюшко,
На свой ет да на высок терем,
Все под кутисе да под окошечко,
Ты послушай-ко родимый батюшко,
Горе горьких наших песенок.

Плачь матери по ребенку

Ты прощайся-ко, рожёно мое дитятко,
С добрым хоромным построеньицем,
Ты соновой любимой своей горенкой,
Со этими милыми подруженьками
Со этыма удалыми ты молодцам!
Вы простите, жалостливы милы сроднички,
Ты прости-прощай, порода родовитая!
Ко белому лицу прикладайтесь-ко,
Ко сахарним устам ирилагайтесь-ко!..
Вы простите-тко, поля хлебородные,
Вы раскоеисты луга сенокосные!
День ко вечеру последний коротается,
Красно солнышко ко западу двигается,
Всё за облачку ходячую теряется,
Мое дитё в луть-дорожку отправляется!,.
Еще как-то мне, горюшечке,
Без тебя-то жить будет?
Все ветры повинут,
Все люди помолвят
Да меня ограянут!
Снесможнехонько мне, горюшечке,
Ходить по сырой земле
С такого горя великого „
С печали, со кручины!
Куда мне броситься?
Али в темные леса -
В темных лесах - заблужуся,
В лесу зашатаюся!
А неможнех онько молодешеньке
По сырой земле ходити,
На красное солнце глядети!
Ознобила ты, кормилица,
Без морозу без лютого,
Ознобила, родитель матушка
Без вьюги без метелицы!

Плачь жены по мужу

Укатилось красное солнышко
За горы оно да за высокие,
За лёсушка оно да за дремучие,
За облачка оно да за ходячие,
За часты звезды да подвосточные!
Покидат меня, победную головушку,
Со стадушком оно да со детиною,
Оставлят меня, горюшу горегорькую,
На веки-то меня да вековечные!
Ну как растить - то сиротных мне - ка детушек!
Будут по миру они да ведь скитатись
По подоконью они да столыпатися,
Будет уличка ходить да не широкая,
Путь-дороженька вот им да не ториешеным
Без своего родителя, без батюшка
Приизвиются-то буйны на них ветрушки,
И набаются-то добры про них людушки,
Что ведь вольные дети безуненные,
Не храбры да сыновья растут безотчино,
Не красны слывут, дочери у матушки
Глупо сделали сиротны малы детушки,
Мы проглупали родительско желаньицо,
До пустили эту скорую смертушку,
Мы не заперли новых сеней решетчатых,
Не задвдиули стекольчатых околенок,
У ворот да мы не ставили приворотчичкон,
У дубовыих дверей да сторожателей,
Не сидели мы у трудной у постелюшки,
У тяжела, крута складнего згодовица,
Не глядели про запас мы на родителя, на батюшку,
Как душа да с белых грудей выходила,
Очи ясные с белым светом прощалися;
Подходила тут; скорая смертушка,
Она крадучи шла злодейка - душегубща
По крылечку ли она да молодой женой,
По новым ли шла сеням да красной девушкой,
Аль калекой она шла да перехожею;
Со синя ли моря шла да все голодная,
Со числа ли поля шла да ведь холодная,
У дубовых дверей да не стучалась,
У окошечка ведь смерть да не давалась,
Потихошеньку она да подходила
И черным вороном в окошко залетела…

Погляди-тко, моя ладушка
На меня да на победную!
Не березонька шатается,
Не кудрявая свивается
Как шатается-свивается
Твоя да молода жена.
Я пришла, горюша-горькая,
На любовную могилушку
Рассказать свою кручинушку.
Ой, не дай же, боже-господи,
Жить обидной во сирочестве,;
В горе-горькоем вдовичестве!..

Плач старухи по старику

На кого ты, милый мой, обнадеялся?
И на кого ты оположился?
Оставляешь ты меня, горе горькую,
Без теплова свово гнездышка!…
Не от кого то горе горькой.
Нету мне слова ласкова,
Нет то мне слова приветлива.
Нет то у меня, горе горькие,
Ни роду то, ни племени,
Ни поильца мне, ни кормильца…
Остаюсь то я, горе горькая,
Старым то я, старешенька,
Одна, да одинешенька.
Работать мне - изможенья нет.
Нет - то у меня роду-племени;
Не с кем мне думу-думати,
Не с кем мне слово молвити:
Нет у меня милова ладушки.

После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых памятствует весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу или Велик день (Пасха). Песни, яства, и причитания доставляют отраду душам умерших, и они за это живым внушают полезную мысль или совет.

Кратко, для тех, кто не был на занятии-лекции Славянского клуба «Велесов жребий» по празднику "Осенние Деды". И памятка для тех, кто был.

ПОМИНОВЕНИЕ ПРЕДКОВ

Родовые древние праздники, связанные с почитанием и поминанием предков, в Белоруссии сохранили своё название «Деды». Во многих регионах день перед Дедами называется «Бабы», видимо когда-то поминали в два дня по половому признаку. Дедами называли всех усопших родственников независимо от пола и возраста. Поминание предков в архаичных обществах считается первоочередной необходимостью. Кто как не предки помогут в трудную годину? И хотя живые их не видят и не слышат, они всегда рядом, всегда наблюдают за своими потомками из небесного Ирия. По древнему преданию звезды - это очи духов предков, которые смотрят с неба на мир земной.

Не поминать предков- значит оказывать им неуважение. Но это также имело и другое значение: укрепление и сохранение памяти о многих поколениях, сохранение родовой памяти. Память о предках, память рода, традиции рода - самое святое для славянина.

Если не поминать усопших, не поддерживать их угощениями-требами, связь с предками рода ослабевает, рвётся, ослабевает и сам род, а может и вовсе пресечься.

Праздновали Деды, поминая усопших несколько раз в год. Эти праздники связаны с небесными явлениями - появлением и исчезновением созвездия Плеяд. Это созвездие на Руси называли Стожарами или Волосожарами, Волосынями. По преданиям именно туда уходили наши предки.

Стожары расположены в северо-западной части созвездия Тельца, то есть созвездия Велеса, бога загробного мира, хозяина пастбищ небесных, пастыря душ человеческих. Да и само созвездие иногда понималось как небесное стадо, которое пасёт пастух Месяц.

В день почитания Дедов души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как живут их потомки, соблюдают ли заветы завещанные. Поэтому Предков старались встретить,чисто и нарядно всё прибрав, хорошо угостить, накрыв изобильно стол.

К празднованию Дедов активно готовились. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины в доме. В сам поминальный день по хозяйству не работали: не подметали, не пряли, не шили, дров не кололи. Чтобы ненароком не обидеть невидимого духа предка: не засорить глаза Дедам, не задеть отлетевшей щепой. Можно было только заниматься приго-товлением пищи и кормлением домашних животных.

С 26 октября по 2 ноября отмечалась Велесова неделя, Велесова седьмица, неделя поминовения предков.

В дни поминовения предков обязательно пекли блины, оладьи, готовили лапшу, кутью, жарили яичницу. В домах в дни поминовений накрывали столы как можно богаче, приглашали души усопших «в гости», чтобы порадовались предки за живых. Как для гостей живых, топили баню, стелили постель.

Душам предков всегда жертвовали первины - первый масленичный блин, первый глоток пива, первый хлеб.

В разных регионах на Руси православной Деды с застольем отмечали в разные дни. Это осколок забытой традиции, когда эту важную дату вычисляли, не привязывая к определенному числу месяца, а учитывая небесные знамения: восход созвездия Волосынь (Плеяд), лунную фазу и возможно многие другие факторы.

На Руси православной была установлена определенная дата поминовения предков, так называемая родительская суббота. Осенью, это была ближайшая суббота перед Дмитриевым днём - 26 октября.

В сам Дмитриев день на Руси не работали, почитая не столько святого Дмитрия, сколько древнего бога Иного мира - Велеса, чья седьмица начиналась с этого дня. Запрещалось шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, иначе по поверьям волки (священные животные Велеса) за непочтение могут в будущем году нападать на стада и пастухов.

Церковь, объясняла традицию поминальных родительских суббот так: «…суббота является днём поминовения святых мучеников и всех усопших по той причине, что суббота, седьмой по счету день творения, в ветхозаветные времена являлась днем покоя, в субботу же Христос покоился во гробе. Поэтому именно суббота наиболее соответствует молитвам о даровании усопшим вечного покоя». На самом же деле эта традиция гораздо древнее христианства. В древнеиндоевропейском языческом мире этому шестому дню покровительствовала планета Сатурн, и соответственно этот день посвящался богу Смерти, стариков, старости, но в то же время плодородия, земли, мудрости. В античной мифологии это бог Кронос, Сатурн, а у нас ВЕЛЕС! Сатурн - тяжелая, медленная планета. Сатурн на санскрите — Шани или «Шанайсчарам», что означает медленно двигающийся. Это отражается в его влиянии и в качествах дня недели суббота — это день отдыха и покоя, день, в который ничего не стоит предпринимать. Поэтому ещё древневедическая традиция выработала для субботы рекомендации, позволяющие гармонично воспринимать влияние планеты Сатурн.

Итак,что следует делать в субботу согласно ведической традиции: Отдыхать (отдых в субботу продлевает жизнь); посвящать этот день дому, близким или уединятся; практиковать медитацию, йогу; размышлять над смыслом жизни, подводить итоги, заниматься делами, связанными с железом, землей, сельским хозяйством; домашними делами; лечением, сажать деревья.

ОСЕННИЕ ДЕДЫ.

К празднованию их активно готовились. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины в доме. Все тщательно чистили, мыли, прибирали, вывешивали праздничные рушники. Готовили до 12-15 блюд. В сам день празднования: не подметали, не пряли, не шили, дрова не кололи. Чтобы не засорить глаза дедам, не задеть отлетевшей щепой…

Поминали предков на Деды обычно всей семьей, без посторонних.

Празднуются осенние Деды дома, всей семьей. От членов семьи требовалось обязательное присутствие. Кто был в отъезде - спешил домой. Начинали, когда приходило время зажигать огонь, в сумерках.

Перед поминками ставили лохань воды и вешали рушник, чтобы души Предков могли омыться с дороги и обязательно очищались, омывались сами.

Стол накрывали по-праздничному. Готовили не менее девяти блюд, связанных с поминальной обрядностью. Кутья, канун, блины, оладьи, лапша, яичница, квас, каша, молоко. После того, как стол был накрыт, глава семьи окуривал его восковым дымом, обходя его три раза. Потом вся семья вставала перед красным углом и молилась: «Помни, Всевышний, наших светлых Дедов! Пошлите им пресветлый Ирий в царстве небесном. Пусть они с другими предками опочивают, а нам хлеб-соль посылают».

Затем садились за стол. Хозяин приглашал души предков: «Святые Деды, идите к нам ужинать» или «Святые родители, идите к нам ужинать». А то и попросту: «Деды и Бабы,приходите к нам, старые и малые!»

На столе зажигали свечу в чашке с зерном. Старший в семье брал в одну руку свечу, завернутую в блин, в другую буханку хлеба и три раза обходил вокруг стола, называя имена всех усопших из рода. После того как все души Предков приходили и садились за стол с живыми, начинали трапезу.

Поминальный стол начинали с обрядовой кутьи и кануна. Из общей миски, передаваемой по кругу, каждый отливал по три ложки. По порядку обязательно пробовали каждое блюдо. Но прежде обязательно откладывали по ложке в тарелку для Дедов. Все блюда ели без хлеба с блинами. За столом разговаривали только о предках рода. Кто чем жил, кем был, как жил. Сначала вспоминали тех, кто умер последним, потом всех остальных.Говорили только хорошее. Если залетал мотылек, или раздавался скрип, шорох - это все были знаки, что души предков здесь, дают о себе знак.

Ложки клали дном вниз, а то «мертвые в гробу перевернутся». Старшие внимательно следили, чтобы после трапезы молодые не встали из-за стола первыми. Кто раньше встанет, тот может раньше умереть.

По окончании ужина, открывали окна и двери и провожали души: «Святые Деды! Поели, попили, идите к себе!» К этим словам было дозволено прибавить просьбы касательно проблем живых, ведьДЕДЫ ПРОСЯТ У БОГОВ ЗА СВОИХ ПОТОМКОВ. После этого воду выливали в нехоженое место, полотенце сжигали..После свечу на столе тушили хлебом, и смотрели, куда пойдет дым. Если вверх - в семье будет лад. В сторону дверей - кто-то умрет в следующем году.

Поминальный стол не убирали. Оставляли на ночь для тех душ, кто запоздал и может прийти позже. Часть еды отдавали сколу, часть птицам, часть оставляли на крыше своего дома, часть несли на реки и озера и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

В эту ночь внимательно относились к снам! В них могли явиться души предков и предсказать будущее, дать совет. Таким образом во время обряда происходила сонастройка с миром предков, укреплялась родовая связь.

В Белоруссии до 20 века дожил тайный обряд, говорящий о шаманском наследии славян. К приходу Дедов, у столба возле печи (ритуальное место) вкапывали в землю стул. На него сажали девушку или женщину из рода с обостренным видением, чувствованием, опытом ясновидения. До этого дня она как минимум сутки не ела, не пила, и пребывала в молитве. Её усаживали на стул, завязывали глаза, или завешивали лицо, и она приглядывалась к душам, которые входили в дом, стараясь узнать родных. Когда узнавала кого-то, то негромко сообщала об этом, передавала их просьбы и наказы живым. Все это проходило в надлежащей тишине.

ОБРЯДОВЫЕ ПОМИНАЛЬНЫЕ БЛЮДА

Канун (сочиво,кутя, колыво)-мёд разведенный водой (сыта), в который крошили пирог, пресный хлеб, тёртый мак.

Кутья - обрядовая каша из цельных зерен пшеницы с сытою, изюмом, маком и орехами. Зерно - символ бессмертия, воскресающей жизни. Мёд - божественный нектар, пища Богов и Предков, символ вечной жизни, изобилия.

Кутью варилии из зёрен гороха, ячменя и других злаков. Зерна пшеницы сначала толкли в деревянной ступе, время от времени подливая чуточку теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Далее, ядра тщательно отделив от плевел, промывали, и варили рассыпчатую кашу. Подслащивали мёдом, добавляли мак, очищенные дробленые ядра орехов, изюм.

ПОСЛОВИЦЫ О РОДИТЕЛЯХ

Живы родители - почитай, а умерли - поминай! Русский человек без родни не живет! Мужик своею родней крепок!

Бедная родня краше чужого богатства!И велико поле, да не родимое! Родительское благословеньице - лучшее именьице!

Тот круглый сирота - у кого и помянуть некого! Помянешь родителей - на сердце легче станет!

Желающие узнать больше, обязательно изучите источники:


Адамович Г. Почитание предков у белорусов. Мн., 2005.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. Т. 1-3

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трех томах. М.: Гослитиздат, 1954

Власов В. Русский календарный стиль. Вокруг света, 1986, №8

Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д: Феникс, 1996

Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.

Ермолов А.С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах и поговорках. Спб., 1902-1905. Т. 1-4

Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия, - М.: Эксмо, 2002

Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901.

Месяцеслов - народный календарь / Сост. В.А. Миронов.М.: Агенство «ФИАР», 1997

Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник: Праздники и обычаи. Спб., 1885.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия; М.: Высшая школа, 1987

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981

Рыженков Г.Д. Народный Месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловия о временах года и о погоде. М.: Художественная литература, 1991