«Статья была написана пару лет назад, с тех пор эксперимент уже и не эксперимент. Огромное большинство финских садиков перешло на такую форму «пребывания в саду», вернее в лесу. Как показала практика, не на детской площадке, а именно в лесу можно найти много чего интересного для детей и провести там весь день! Как рассказывает моя знакомая финская воспитатель, и осенью в дождь и зимой в мороз, одетые соответствующим образом в комбинезоны и сапоги, детишки отправляются в лес после завтрака и возвращаются к вечеру, когда из должны забрать родители.
А как же обед? Берут с собой термосы (на первое блюдо и компот:)), «гриль» (прекрасно получаются вторые блюда!) и проч походный инвентарь. Спят ли дети днем? СПЯТ! В специальных теплых походных мешках. По словам воспитателей, спят дети крепко, а простужаются редко. Конечно для меня, привыкшей к другому садику, странный вариант. Но.. время меняется, меняются технологии и поколение наших детей (внуков) очень сильно отличается от нас в детстве. Может быть и правильно, что так кардинально меняются методы воспитания и освоения окружающей среды? Может быть верно давать детям привычку проводить день на открытом воздухе без компьютеров, телефонов и игровых приложений». Наталья Киреева — мое мнение. (Активная ссылка на сайт при использовании материалов обязательна!)

В Финляндии горячо обсуждают удачный эксперимент, начатый прошлой осенью

Первый и пока единственный в стране детский сад в г. Турку (тот, что на улице Viinamäenkatu) придумал держать своих воспитанников на свежем воздухе целый день. То есть СОВСЕМ на свежем и СОВСЕМ целый, даже зимой.

Воспитатели и сотрудники, наблюдающие за подобной методической новинкой утверждают, что моторные и физиологические функции детей значительно лучше в сравнении со сверстниками, гуляющими на улице всего несколько часов. Кроме того, у детишек укрепляется нервная система — они великолепно спят, с аппетитом кушают и у них, как ни странно, стали сильнее проявляться творческие способности.

Вот она, сила воздуха! Детский сад на улице — финское изобретение

На улице у детей нет никакого специального оборудования, воспитатели придумывают им игры, дети могут собирать ветки, чтобы потом построит шалаш, или делать ледяные кубики с помощь пакетов из-под сока, а затем из кубиков — ледяной дом. Детский сад на улице — финское изобретение

В общем, на скуку дети не жалуются. Полуденный сон — по желанию: можно зайти в помещение на часок, а можно вынести постель на воздух. А осенью и весной принято проводить «неделю сна на свежем воздухе»для всех. Дети даже кушают почти на улице — в уютной «юрте» за костерком. Детский сад на улице — финское изобретение


Ulkopäiväkodin lapset ruokailevat kodassa.

Американцы, японцы, англичане и работники образования других стран, заинтересовавшиеся методом, удивляются: Холодная зима не доставляет проблем? Никаких, заверяют финны. «Наши воспитатели внимательно следят за температурой: если она понижается больше «-10», или на улице сильный ветер, то детей на короткое время заводят в помещение. Но, только на короткий «брейк». «Всё же, наши дети хорошо подготовлены к подобным условиям. Современные дети имеют такую теплую и удобную одежду, что холод- не проблема». Действительно, финские комбинезоны и обувь, выполненная по специальным химико-физико технологиям (круче, чем «нано»!) — легкие и тепло-непродуваемые. Традиционные в прошлом «пуховики» и валенки — просто ясельная группа перед лицом современных финских производителей. » Главное, конечно — это работа воспитателей — держать детей в движении. Если они будут стоять, в любой одежде замерзнут. На самом деле, в зимнюю погоду куда больше познавательной активности: дети учатся кататься на коньках, лыжах, осваивают » сноу-шуз» (снежные ботинки — они как раз представлены на фото, девочка демонстрирует это древне-скандинавское изобретение).


Сотни финских детских садов уже заявили о своей готовности внедрить программу ‘nature-focused’ (сфокусированная на природе- дословно). Но, пока только детский сад в Турку обладает условиями, для того, чтобы обеспечить детям достойную жизнь «на природе». Детский сад на улице — финское изобретение

Я в свою очередь, не столько детям удивляюсь, сколько воспитателям. Сколь же должно быть в них энергии и знаний как увлечь детей целый день напролет. Какая у них должна быть удобная одежда и сумасшедшая любовь к свежему воздуху! Не всякий взрослый выдержит такое испытание. Детский сад на улице — финское изобретение

Детский сад на улице-финское изобретение

Статьи по теме СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ

рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .

Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?

В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.

Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).

Что впечатлило вас больше всего?

Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.

Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.

Интерьер гостинной в Икее

Интерьер спальни

Интерьер кухни

Интерьер спальни

Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?

Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:

  • они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
  • занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
  • педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
  • занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
  • режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.

Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!

Космическое творчество

На стене большие проеты

100 лет независимости Финляндии

Весенний групповой проект

Пасхальный групповой проект

Динозавры

Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.

Захотели — развесили поделки

Зона творчества

Пусть криво — зато сам сделал!

Настольные игры

Органайзер для поделок

Зона ролевых игр

Органайзер для поделок

Зона конструирования

Игровая зона у малышей

Зона творчества — всё доступно

Лошадкииии:)

Поделки на стене в школе

В творческой мастерской

Мы меняем пространство, как хотим

Зона костюмированных игр

Системы хранения

Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.

В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Штора играет роль перегородки

Пуфики на магнитах на стене

Мобильные игровые блоки

Полоса препятствий — трансформер

Книжный стеллаж на колёсах

Детские рукомойники прямо в классе

Хранение матрасиков

Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)

Мобильные игровые блоки

Мобильные игровые блоки

Безкарскасная мебель

Шкафы на колёсиках

Удобные раздевалки

Компактное пианино

Индивидуальные полочки

Стеллаж на колёсах

Столы, которые можно собрать в один

Слева стена для хранения

Компактные лавочки

Перегородка для рисования вместо стены

Спортзал

Шкафы-трансформеры

Компактные стулья

Практичные кроватки

Кровати, которые прячутся

Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.

Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?

Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.

Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.

И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.

Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.

Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.

Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.

Было что-то такое, что вам не понравилось?

Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.

К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.

Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.


Биорум или учебный класс-атриум посреди школы

Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).


В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад

Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).

Столы с пылесосами

Шкаф с ручными инструментами

Стеллаж с болтиками и другими мелочами

3d принтеры

Детские работы

Профессиональное столярное оборудование

Материал для работы

Кладовка художественного класса

Швейная мастерская

Нитки в свободном доступе

Оверлоки

Ткани

Молнии, лоскутки

Гончарная мастерская

Разные техники рукоделия

Ткачество в садике

Печь для обжига глины в садике

Разные материалы для творчества в саду

Фетр для детских поделок

Красивые мелочи

Краски разных видов

Мелки восковые

Вторсырьё и природные материалы

Бусины деревянные

В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).

Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.


Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?

Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.

Детская площадка в саду

Дождевики и резиновые сапоги

Крутые лазалки в каждом саду

Качели часто выглядят так

Хранилище уличных игрушек

Лабиринт на асфальте

Лабиринт для игры с водой

Натуральные материалы

Транспорт для прогулок

Горки вписанные в ландшафт

Сапожки:)

Дождевые комбинезоны

Справа — сушильный шкаф

Лёгкая и удобная одежда

Лазалка

Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.

Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.

Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.

Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.

Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?

Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.

В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.

Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!

Общество и семья

Отношение к ребенку

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%) .

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью , личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются) .

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка .

Особенности системы образования

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают .

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов . Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками , в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны . Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу.

Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети , с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе . Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня) . Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют , и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.

На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место) , предпочтение отдается молодым . В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно , занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог , который помогает ученикам определиться с будущим . Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки

Подробней www.psychologos.ru

Образовательная система

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Хельсинксий Университет - старейший и крупнейший университет в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку. В университете обучается около 38 000 студентов

Дошкольное образование

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания.

В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное? платное.

Детские садики

Семейные

Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная? 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет.

А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Семейные детсады

Есть в таких садиках и определенные условия, которые должны быть соблюдены: -на одного взрослого приходится не более 4-х детей до трех лет; -должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи; -питание может быть привозным (есть специальные службы по организации питания) , либо хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Образовательные программы

Единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Основное образование

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование.

Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский) . В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Детям иммигрантов может преподаваться также их родной язык, если в группу наберется не менее 4 учеников.

При необходимости для ученика могут быть организованы дополнительные занятия, например, по финскому языку, если он не родной.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA) . В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Особенности школьного образования

Как правило, ребенок ходит в ближайшую к дому школу. Учеба для всех бесплатная. Школа оплачивает учебники, ручки, школьные завтраки, а если школа находится далеко от дома, то и проезд.

Обычно в классах по 20 - 30 учащихся.

Учебный год длится с августа по май и насчитывает 190 учебных дней. Осеннее полугодие заканчивается в декабре рождественской елкой, на которой учащимся вручаются табели с отметками.

Весеннее полугодие заканчивается в конце мая весенним праздником, где ученики снова получают табели. В 1-ом, 2-ом и 3-ем классах выставляются не баллы, а оценки-термины. В последующих классах ученикам выставляются баллы от 4 до 10. В школе бывают каникулы: летние (примерно 2,5 месяца) , осенние (5 дней в сентябре-октябре) , рождественские , а также лыжные (5 дней в феврале-марте) .

Лишь на третьей ступени образования фины имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся) . Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен.

Международная система классификации образования по ступеням (МСКО) .

Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО) , которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах) .

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ) .

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, школах профессионального или технического характера. Эта ступень образования обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

Заключение

Финская образовательная система состоит из девятилетнего начального образования (общеобразовательная школа) , которому может предшествовать один год добровольного дошкольного образования, среднего образования, включая профессиональное и общее образование, а также высшего образования, предоставляемого университетами прикладных наук и университетами.

Образование для взрослых доступно в любом возрасте и на любом уровне.

Источники:

Дошкольное образование в Финляндии

Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.

Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц.

Группы в садах маленькие, так как по закону 1 воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома.

За год до начала школьной жизни (в 6 лет) ребенок должен пройти курс подготовки к школе. Обучение проходит бесплатно.

Школьное обучение

Главная особенность системы образования в этой стране - это доступность и универсальность (нет элитных школ или классов, программа обучения унифицированная) . Выбирать конкретную школу для ребенка долгое время было запрещено, и хотя запрет снят, сейчас родители чаще выбирают те же местные школы. Основные особенности школьной системы образования:

  • обучение бесплатное;
  • система оценивания от 4 до 10 баллов;
  • ни одна дисциплина в программе не выделяется;
  • здания школ проектируются в соответствии с пожеланиями учеников;
  • в классе работают два учителя.

Вектор обучения направлен не на оценку знаний, а на детальную проработку материала и донесение его до каждого ученика. Если ребенок не понял урок, значит это вина учителя.

Старшая школа или профессиональное ориентирование

Это последняя ступень обязательного образования. У выпускников школ есть возможность выбрать, куда дальше они пойдут учиться:

  • в гимназию (строгие требования к знаниям, ведется подготовка к поступлению в ВУЗ) ;
  • в профессионально-техническое учреждение (часто это завершающее звено в процессе обучения перед началом трудовой деятельности) .

Кому сейчас не нужен английский язык? Этот вопрос многим покажется странным. А еще и довольно болезненным он станет для тех людей, кто полностью погружен в работу и не может уделить достаточно времени учебе.

Об образовании в Чехии читаем в этой статье.

Образование в Финляндии на этом этапе также осуществляется абсолютно бесплатно, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. По статистике, только треть выпускников гимназий и профессионально-технических заведений продолжают обучение в ВУЗах.

После окончания гимназии сдается экзамен, по результатам которого выдается «Аттестат зрелости». Выпускники профессионально-технических центров также могут его получить, но после прохождения дополнительных курсов.

Получение высшего образования в Финляндии

Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. Обучение возможно на бесплатной основе. Есть как государственные, так и частные ВУЗы.

Последние преимущественно имеют религиозный и философский профиль обучения. Обучение чаще всего ведется на шведском или финском языке. На некоторых курсах лекции читаются на английском.

В университетах студенты получают углубленные академические и научные знания в теоретическом аспекте. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Степени высшего образования в обоих заведениях идентичны, но отличаются в качественном плане.

Так диплом бакалавра после университета ценится выше, чем после окончания политехникума. Если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение в магистратуре университета, ему необходимо пройти курсы повышения уровня знаний. Магистратура политехникума доступна для выпускников бакалавриата после получения трехлетнего стажа работы по специальности.

Европейское образование в Чехии не следует считать только престижным словосочетанием или видеть в нем возможность увидеть другие страны. Это шанс реализовать себя, стать частью крупной успешной компании.

О Венском экономическом университете читаем в этой статье.

Финское высшее образование славится качеством и фундаментальностью. Оно позволяет успешно начать профессиональную деятельность уже в первые годы после завершения ВУЗа.

Образование для русских и других иностранных студентов

Обучение для иностранных граждан также возможно на бесплатной основе. Хотя в последние годы все чаще в правительстве звучат призывы ввести оплату за обучение для студентов не из Евросоюза.

Критерии для поступления в финский ВУЗ могут отличаться в зависимости от заведения, но в общем виде они выглядят так:

Критерий

Подробней inostudent.ru

Детские сады Финляндии

Муниципальный, семейный или частный детский сад? Сколько стоит отдать ребенка в детский сад, и как как в них проходят дни?

В садиках дети рисуют, ходят в лес, пекут хлеб, раскрашивают, лепят, слушают сказки и смотрят спектакли.

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

Есть ли места в саду?

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду.

Но иногда, как и в России, с местами в саду «напряженка». Такая ситуациявстречается в крупных городах – Хельсинки, Тампере или Турку. Тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки.

Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.

Финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз. Фото: Анна Лиукко

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок.

В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады.

Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 283 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше.Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц.

В Суоми нет плохой погоды

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело.В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.

В Финляндии обязательны разнообразные походы с детьми. То они отправляются в лес, любоваться природой, то идут в библиотеку полистать и почитать сказки. Тогда на них надевают светоотражающие жилеты и ставят в пары: дети ужасно довольны.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой.«Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.

Осенью и весной на детей надевают непромокаемые куртки и штаны. Зимой – наряжают в шерстяные шапки-шлемы и теплые финские комбинезоны. Финляндия– северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

Частный садик

Разрешение на открытие частного детского сада дают местные муниципалитеты, которые впоследствии и следят за их деятельностью. Например, в городе Коувола вот уже почти 28 лет работает частный сад Вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера и одобренный местными властями.

«Сейчас наш садик посещают около 30 детей», – рассказывает дошкольный педагог и директор дошкольного учреждения «Рассвет» Пия Малминен.

« Для нас важно создать теплую атмосферу, в которой ребенок чувствовал себя под защитой, спокойно и уверенно. К этому располагает постоянный распорядок недели.

По понедельникам дети идут в лес, во вторник – пекут хлеб, в среду – рисуют, в четверг – раскрашивают, а в пятницу – лепят или смотрят сказку кукольного театра. Кроме того, в деятельность детсада вовлечены родители. Они своими усилиями ремонтируют детскую площадку, поочередно стирают белье общего пользования и принимают самое активное участие в подготовке праздников для детей».

Время от времени представители социальных служб города проверяют деятельность частных детсадов, и дают советы по улучшению их работы.

В садик – со своим котом

В городе Коувола работает частный сад вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера. Фото: Анна Лиукко

Система семейного детсада очень популярна в Финляндии, а должность «домашней мамы», т.е. воспитательницы – почетна. Очень часто дети, посещавшие такой садик, на протяжении всей жизни шлют поздравительные открытки своей «второй маме».

«По образованию я – младшая медсестра», делится 43-летняя Гунилла Симонс. «В нашем муниципалитете не хватало детских мест. Мне предложили организовать семейный детский садик. Я согласилась, потому что эта работа очень подходила мне: сын был младшеклассником и рано приходил из школы. Теперь уже прошло больше десяти лет, а днем у нас по-прежнему полно детей, с которыми играют и сын, и муж».

По закону, одна «домашняя мама» может присматривать только за четырьмя детьми. Их в таком саду (как правило, это просторный собственный дом) может быть и больше, но тогда малышей приводят по очереди. При этом воспитанниками садика не могут быть дети «домашней мамы».

Семейный детсад почти как родной дом. Например, одна подопечная Гуниллы упорно не желалаприходить в сад без своего кота. Вопрос решился просто: воспитатель разрешила девочке приносить к ней своего любимца.

К тому же дети не только играют, но и немного помогают «домашней маме»: все дружно выносят мусор, замешивают тесто или чистят картошку. В таком саду нет жесткого расписания, что очень удобно для родителей.

«Мои воспитанники – мои соседи, и часто называют меня тетей», говорит Гунилла. «Некоторых приводят рано утром, и тогда эти малыши могут спокойно «доспать» на диване, пока не придут другие ребята. Часто родители звонят и сообщают, что они задержатся, и тогда ребенок остается у меня до позднего вечера. А иногда дети и вовсе ночуют у меня, если родителям надо куда-то отлучиться».

Родители платят за посещение семейного садика муниципалитету, который, в свою очередь, платит зарплату «домашней маме». На часть этих денег оборудуется детская площадка, закупаются игрушки и продукты для малышей.

Текст: Анна Лиукко; обновлено в августе 2015 г.

У живущих в Финляндии русскоязычных семей с маленькими детьми рано или поздно возникает необходимость отдавать детей в садик. И тут появляется масса вопросов. Какой садик выбрать? Как будет ребенок из русскоязычной семьи чувствовать себя в садике, где все говорят на незнакомом ему финском языке? Что ждет ребенка и родителей в период адаптации? Оказывает ли финское государство ребенку поддержку на этапе адаптации, куда и как за ней обращаться? Развеять некоторые сомнения родителей нам поможет Елизавета Тилли, монтессори-педагог, соционом, автор проекта «Благополучие», предназначенного помочь русскоязычным семьям интегрироваться в финское общество.

Детский сад. Фото: rd.com

С чего начать?

С непростого выбора подходящего садика, ведь в Финляндии вариантов у родителей будет несколько. Зачастую первым рассматривается вариант «поближе к дому». Таким вариантом может оказаться муниципальный (то есть, государственный) детский сад, частный, детский сад семейного или группового типа, открытый детский сад. Поискать подходящий по месторасположению садик обычно можно на сайте финского города на основании своего почтового индекса.

Для многих родителей спектр предоставляемых им услуг оказывается важнее местонахождения детсада. Если вас интересуют садики, чья работа базируется на педагогике Монтессори, вальдорфской педагогике, садики с английским, французским, русским языком, садики определенной религиозной направленности – это уже не муниципальные, а частные детсады. В некоторые частные детсады принимают детей только с 3-х лет. Если родители работают, тогда можно подумать о варианте семейного детсада (детский сад, организованный на дому) или нанять няню.

Нам очень понравился садик «Калинка», куда ходил старший ребенок, но туда берут с 3 лет. Мы думали сначала отдать дочь в финский садик, а года в 4 перевести в «Калинку». Но потом мы так привыкли к финскому садику, и нам все так нравилось, что дочка отходила туда до школы. До садика дочка была с русской няней.

По закону, ребенок может начать посещать детский сад с девятимесячного возраста и находиться в садике, как минимум, 20 часов в неделю. Обычный режим работы детских садов – с 6-6.30 утра до 17-17.45. На выбор садика может также повлиять режим работы родителей, к примеру, ненормированный или посменный, ведь тогда ребенку нужно место в круглосуточном саду. В заявлении необходимо указать, потребуется ли ребенку находиться в садике в выходные дни, в вечернее и ночное время.

Когда родители подают заявление в детский сад, они могут указать в нем несколько подходящих вариантов, обосновав свой выбор варианта «лучшего».

Нужно чувствовать потребности своего ребенка, и соответственно этим потребностям выбирать детский сад. А имеется много разных вариантов: есть и государственные сады, и частные, но выбирать из потребностей ребенка, а не своих. Если мама чувствует, что ребенку не нужна большая группа, можно обратиться в семейный детский сад. Мама изыскивает возможности, как попасть в нужный садик, или договаривается с подругой, и они нанимают финскоязычную няню для своих детей.

Елизавета Тилли

Простые формальности

Заявление на получение места в детсаду нужно подавать не позднее 4-х месяцев до того срока, когда вы планируете начать водить ребенка в садик – это относится к большинству городов Финляндии. Заявление в муниципальный детсад можно отправить через интернет, а вот в частные детские сады заявление нужно относить лично (кстати, там же можно и взять сам бланк). К моменту подачи заявления у ребенка должен быть henkilötunnus – личный идентификационный номер в Финляндии.

Бывают ли в садики очереди? Да, бывают, но если подать заявление в указанный срок, велика вероятность попасть в приглянувшийся вам сад. Иногда возникает необходимость сменить садик из-за переезда в другой город или район, или если родители срочно выходят на работу или учебу. Тогда заявление о переводе рассматривается ускоренно, в срок до 2-х недель, но ребенок может попасть уже в тот детсад, где окажется место, например, в соседнем районе.

Какой бы вариант детского сада вы ни выбрали, в Финляндии он будет платным. Плата за посещение садика рассчитывается на основании семейного дохода и того количества часов, которое ребенок будет находиться в садике. К примеру, максимальная оплата за место в муниципальном дестком саду не будет превышать 290 евро, а если ребенок ходит в частный или семейный детский сад, родители могут обратиться за компенсацией в службу Kela.

Но есть в Финляндии и так называемые «открытые» детские сады, они бесплатные. Работают они обычно 1-2 дня в неделю по 2-3 часа. Малыши находятся в саду обязательно вместе с родителями. Воспитатель организует совместные игры, песни, занятия рукоделием, детки общаются с ровесниками, родители знакомятся между собой.

Русскоязычный малыш в финском детском саду: без паники

Часто в небольших финских городах двуязычных детских садов просто нет, и ребенок идет в обычный муниципальный финский детсад. Вопрос, который всегда волнует русскоязычных родителей: «Как мой ребенок справится, выучит ли он финский язык»? У взрослых часто возникает опасение, что ребенку, с которым дома разговаривают на русском языке, в финском садике будет сложно. Ведь в финском саду сын или дочка полностью окунутся в чужую языковую среду, воспитатели, нянечки и друзья по группе будут разговаривать с ними только на финском языке.

Для старшего ребенка, который пошел в садик в возрасте 2,4 года, изначально рассматривался вариант только финского садика – именно для того, чтобы ребенок адаптировался к финской языковой среде. Дома, в семье, говорили только на русском языке. Мы ждали, когда ребенок сам заговорит на русском языке, чтобы он мог рассказывать о том, что происходит в садике. Развитием родного языка занимались дома: книги, игры. Садик брал на себя задачу научить финскому языку.

Ольга, мама троих детей (Вантаа)

Важно, чтобы родитель понимал, что то, как ребенок выучит финский язык и то, как его освоит сам родитель – две разные вещи. У ребенка мозг иначе функционирует, способности к адаптации очень высокие. Это даже не адаптация, а принятие среды, в которой он живет, включение в нее. Поэтому ребенок, который ходит в детский сад, начиная, скажем, с двух лет, просто не может не выучить финский язык.

Елизавета Тилли

Молчать не надо говорить

Для того, чтобы ребятам в детсаду было понятно, чего от них ждут воспитатели, используются картинки с изображением действий и повседневных предметов. Воспитатель покажет ребенку и назовет словами, какое действие он выполняет или что от него ожидают, а ребенок может показать с помощью картинки, что ему нужно. Так ребенок «включается» в финский язык и начинает использовать его как средство коммуникации. В идеальном случае у ребенка появляются друзья, с которыми он довольно быстро начинает общаться по-фински.

Cын пошел в финский муниципальный садик в возрасте 2-х лет, адаптировался хорошо. Ему там нравится, он все понимает, следует указаниям воспитателей в детском саду, выполняет нужные действия, но до сих пор не говорит по-фински».

Всегда ли такая ситуация указывает на наличие какой-то проблемы?

Бывает так, что когда ребенка отдают в финский детский сад, а у него уже сформировался родной язык, например русский, малыш «набирает» финский язык и это требует времени: год, два года. И сначала ребенок учится понимать, потом произносить. Дети – разные по темпераменту, и темперамент влияет на то, как ребенок говорит на чужом языке. Одни дети склонны к тому, чтобы выражать свои мысли словесно, другие, наоборот, склонны к тому, чтобы помолчать. На проявление языка влияет также пол, как ни странно. Мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с языком (о том, как – можно почитать в статье Елизаветы Тилли «Мальчики, девочки и божьи коровки», прим. редакции). Бывает, что второй язык просто дольше усваивается. Иногда нужно провести небольшое исследование, научное наблюдение в группе, выполненное профессионалом. Иногда – тестирование, не для того, чтобы выставить ребенку какую-то оценку, а для того, чтобы выявить моменты, которые в обычной жизни нам не видны. Тогда можно сделать вывод о том, на каком уровне находится язык.

Елизавета Тилли

Как проходит адаптация детишек в детском саду, какие у них успехи, все ли идет хорошо или возникают какие-то сложности, есть ли особые моменты, требующие внимания, – помогает отслеживать специальный документ Lapsen varhaiskasvatussuunnitelma (vasu), или индивидуальный план дошкольного образования. Этот обязательный для детсадов документ отражает личностные особенности ребенка, его склонности, интересы, умения, прогресс. Для каждого ребенка составляется план индивидуальной поддержки его развития и обучения, и этот план фиксируется документально. Беседы, связанные с планом vasu, проводятся в садах дважды в год, весной и осенью. Самая первая беседа – обычно через два месяца после того, как ребенок пошел в садик. Это очень хороший мониторинг развития ребенка, который позволяет вовремя обратить внимание на какие-то моменты, требующие дополнительной поддержки со стороны специалистов. Если родители недостаточно владеют финским языком, на vasu-беседы приглашают переводчика.

Поначалу мне казалось, что vasu – это какой-то ненужный формализм, какой от всех этих бумаг толк? Но когда у младшей дочки обнаружились нарушения речевого развития, оказалось, что я была неправа. С помощью vasu выяснили, что нам нужна помощь логопеда.

Ирина, мама двоих детей (Хельсинки)

Основные распоряжения касательно vasu поступают на законодательном уровне. План дошкольного образования и собеседования, его поддерживающие, положены каждому ребенку по закону. И собеседования такие с родителями необходимо проводить два раза в год, по закону. В этих встречах участвуют родители и сотрудники детсада, ребенок может участвовать согласно своему возрасту, но опыт показывает, что это не всегда бывает нужно. При необходимости бывают еще и дополнительные встречи, например, если на vasu-беседе выяснился вопрос, который нужно проработать с участием специалистов. То есть, раз в законе прописано, что у каждого ребенка есть такое право, то для ребенка будет проведено расследование, почему возникли какие-то проблемы, например, с языком, и определено, как их будут решать.

Елизавета Тилли

Финский и русский детсад: найди отличия

Не всегда русские родители готовы к методам воспитания в финскому детском саду, которые иногда отличаются от того, что они видели у себя на родине. В таких случаях психологи советуют обязательно обсудить с воспитателями те моменты, которые вас смущают – сотрудники финского детсада всегда готовы к диалогу.

Для того, чтобы дети не оставались без внимания взрослых, в детсадах, по правилам, на одного воспитателя или няню должно приходиться не больше 4-х детей в возрасте до 3-х лет, и не более 8 детей в возрасте старше 3-х.

В финских детсадах большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок научился правильно взаимодействовать с окружающими, будь то взрослые или сверстники: здороваться, извиняться, благодарить, соблюдать правила. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, при этом уважая их и свои границы. Часто основой для этого служит игра – важный элемент обучения детей. Программу занятий на неделю (музыкальные, спортивные занятия, посещение бассейна, рисование, лепка) вывешивают в вестибюле сада на информационном стенде.

Малышей обычно не заставляют делать то, что им не хочется – например, они могут не есть, если не хотят. Дети много времени проводят на свежем воздухе, часто ходят на прогулки в городские парки и на другие детские площадки, при этом на малышах будут светоотражающие жилеты. Если на детях надеты специальные непромокающие комбинезоны и резиновые сапоги, детсадовцам не препятствуют в том, чтобы они играли в лужах или, к примеру, с мокрым песком.

Малыши могут взять с собой в садик любимую игрушку (unikaveri – товарища для сна), соску, фотографии родных.

Unikaveri, «товарищ для сна», это игрушка, которую малыш берет с собой в постель. На слэнге она называется unikamu или unilelu. С недавнего времени «товарища для сна» начали укладывать в «материнские коробки», которые выдаются всем молодым семьям, где рождается малыш. Главное требование к Unikaveri – он должен быть мягким, матерчатым. Психологи рекомендуют стирать такие игрушки только ручным способом средствами без запаха. Ведь запах дома и родителей – это главное в «товарище для сна», именно он успокаивает ребенка и помогает заснуть. Многие финны сохраняют своих Unikaveri на всю жизнь.

Если у вас есть какой-то вопрос, и вы считаете, что его надо прояснить в детсаду – проясняйте. Попробуйте устроить диалог. Этому учат сотрудников детского сада, это – сотрудничество в развитии ребенка. Но межкультурная разница в понимании, в выражении эмоций накладывает свой отпечаток. Задайте свой вопрос воспитателю, спросите: «А почему мой ребенок сидит в луже? Для меня это как-то странно, может быть для вас это нормально, объясните, почему?» Если он сидит в луже в резиновой одежде, он не чувствует себя мокрым или сырым, ему радостно, у него радостное лицо, то все хорошо.

Елизавета Тилли

В детские сады в Финляндии детки начинают ходить, как правило, в 1,5 – 2 года. Русскоязычным родителям нужно понимать, что финский детсад – это не стан врага, где ребенок останется один на один со страшным, незнакомым финским языком. Если нужно, ребенку на помощь всегда придут педагоги и специалисты. А для того, чтобы адаптация была более успешной, можно договориться с заведующими и заранее сходить с ребенком в разные садики, познакомиться с персоналом, посмотреть за тем, как проходит в садике повседневная жизнь и выбрать детсад, лучше всего отвечающий потребностям и темпераменту ребенка.

Материал по теме

Принципы воспитания детей в Финляндии

Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.

Финляндия – одно из привлекательных миграционных направлений для россиян, учитывая территориальную близость, высокий уровень жизни и качество образования (входит в топ-10 мировых рейтингов). Дошкольное образование представлено и русско-финскими детскими садами, которые расположены во многих крупных городах. Поэтому русским мигрантам с детьми интересно узнать, чем особенны детские сады в Финляндии, какова стоимость места и как оформить туда ребенка.

Система дошкольного образования

Дети в Финляндии с самого рождения являются полноправными членами общества.

В декретном отпуске один из родителей находится, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Отец или мать имеет право продлить отпуск до 3 лет, написав соответствующее заявление. В течение этого времени выплачивается помощь по уходу за ребенком (kotihoidon tuki) от Пенсионного управления KELА в размере около 500 евро. Когда родитель желает выйти на работу, он может отдать ребенка в детский сад.

Согласно закону об образовании, с 2001 года ответственность за дошкольное образование в Финляндии возложена на местную власть.

Детские сады как муниципальные, так и частные принимают детей в возрасте от 9 месяцев до 6 лет. Место в дошкольном учреждении платное, но если семья малоимущая (родители имеют низкий доход) или многодетная, предусмотрены льготы.

В основном учреждения двуязычные: основной язык – финский, вторым может быть английский, шведский, немецкий, французский или русский.

Существуют детские сады смешанного типа, где вместе занимаются здоровые малыши и дети с ограниченными возможностями.

Задача воспитателей – дневной уход за ребенком, а главное требование к дошкольным учреждениям – создание благоприятной атмосферы и разнообразия в обучении.

Воспитатели, имеющие степень бакалавра или магистра, тесно сотрудничают с родителями: советуются, какие воспитательные меры применять, если ребенок капризничает или неправильно себя ведет.

Финское дошкольное образование не имеет единой программы, но базируется на следующих принципах:

  • любовь;
  • уважение;
  • свобода действий, которая дается как дошкольникам, так и их воспитателям (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).

В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.

Обязательным этапом дошкольного образования является еsikoulu/eskari – подготовка к школе детей в возрасте от 6 лет, которая длится 1 год.

Типы детских садов

Финская система детских садов охватывает несколько типов:

  1. Муниципальный (kunnalliset päiväkoti). В каждой группе от 10 до 25 детей, с которыми занимаются 2–3 воспитателя.
  2. Частный (yksityinen päiväkoti). Имеют разные направления: искусство, языки, спорт и так далее.
  3. Частный, у которого муниципалитет покупает услуги. Сумма оплаты такая же, как и в муниципальном.
  4. Семейный (perhepäiväkoti). Может размещаться в квартире или частном доме воспитателя или ребенка. Один воспитатель может проводить занятия с 4 детьми, которые находятся полный день, и с 1 ребенком, который находится полдня. При этом должны быть оборудованы места для игр, спальные места и площадка для прогулок.
  5. Групповой семейный (ryhmäperhepäivähoito). Рассчитан на 8–12 детей.

Существуют открытый детский сад (avoin päiväkoti), где за ребенком следят его родители, и детские дошкольные учреждения, в которых занятия проводятся на иностранном языке (vieraskieliset päiväkoti). Первый является своеобразным клубом по интересам: родители вместе с ребенком лепят, рисуют, читают сказки, играют в игры. Занятия в таком садике бесплатны.

Чтобы записать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители обязательно должны иметь вид на жительство.

Заявление на место стоит подавать в детский сад за 4 месяца до того, планируется отдавать туда ребенка.

Перед тем как подать документы, необходимо пройти медицинское обследование, собрать и предоставить медицинским работникам справки.

Подать заявление в муниципальное детское учреждение можно как лично, так и по интернету, в частное – только лично. Бланки заявлений есть в детских садах, в бюро социального обеспечения и в Пенсионном управлении KELA. Важно знать, что к этому времени ребенок должен иметь личный идентификационный код – henkilötunnus.

В финские дошкольные учреждения иногда бывают очереди, но если подать заявление заблаговременно, то шансы, что ребенок попадет в выбранный сад, достаточно высоки. Когда необходимо срочно сменить садик, например, по причине переезда или из-за того, что родители выходят на работу, заявление может быть рассмотрено в срочном порядке. Но тогда ребенок попадет в то учреждение, где найдется место.

Стоимость

Стоимость места в дошкольном учреждении зависит от нескольких факторов: уровня доходов, количества членов в семье и от того, какое количество часов ребенок будет находиться в саду.

Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц. Стоимость пребывания ребенка в детском саду составляет от 220 до 260 евро в месяц (точная сумма зависит от размера семейного дохода и конкретного муниципалитета). Для детей из малообеспеченных семей выделяется несколько бесплатных мест.

Если ребенка устроили в частный детский сад, плата за посещение в котором превышает 290 евро в месяц, то можно обратиться в службу KELA за компенсацией. Для подтверждения уровня дохода необходимо обратиться в бюро социального обеспечения.

Занятия

В финский детский сад дети начинают ходить обычно с 1,5–2 лет. Минимальный возраст – 9 месяцев.

Стандартный режим работы детского сада: с 6-6:30 до 17:00-17.45.

В течение дня дети занимаются музыкой, спортом, плавают в бассейне, рисуют, лепят из пластилина, глины и так далее. Особое внимание уделяется групповым видам работы, когда педагоги вместе с воспитанниками делают общий проект.

Отдельное внимание в финском дошкольном воспитании уделяется налаживанию контактов с окружающими. Дети учатся правильно взаимодействовать с людьми, проявлять к ним уважение: извиняться, благодарить, помогать, сострадать.

Педагоги предоставляют детям относительную свободу: не запрещают сидеть в лужах или играть с мокрым песком. Дети могут не делать то, что им не хочется: например, если малыш не хочет есть, заставлять его не будут.

Дети выходят на улицу в любую погоду, будь то солнце, снег, мороз или дождь. Продолжительность прогулки составляет около 4 часов. Таким образом финны готовят растущие организмы к жизни в не совсем благоприятном климате.

Популярной униформой для дошколят являются теплый комбинезон, резиновые штаны на лямках и резиновые сапоги. Перед походом на улицу воспитанники надевают светоотражающие жилеты.

Разрешено брать в дошкольное учреждение любимую игрушку – unikaveri, что в переводе с финского означает «товарищ для сна». Она обязательно должна быть мягкой и матерчатой. В семейный сад воспитатель может разрешить ребенку приносить домашнего любимца, при условии, что у других детей нет на животных аллергии.

Востребованные дошкольные учреждения

К наиболее популярным дошкольным учреждениям относятся:

  1. Сеть русско-финских детских садиков Idelia (Хельсинки), в которую входят:
  • «Улыбка»;
  • «Нотка»;
  • «Огонек»;
  • «Буратино»;
  • Pikku Enkeli.

Здесь особое внимание уделяется развитию речи – с дошкольниками занимаются квалифицированные логопеды.

  1. Русско-финский детский сад “Тик-Так” функционирует для детей от 1 до 6 лет. Количество воспитанников в каждой группе не превышает 12 человек. В течение дня проходят занятия по нескольким дисциплинам: музыка, рисование, лепка, спорт. Для прогулок оборудована специальная площадка. Питание трехразовое. Контактную информацию можно найти на официальном сайте .
  2. Сеть Touhula Päiväkodit включает в себя более 150 детских садов, которые расположены по всей Финляндии. Дошкольные учреждения имеют несколько направлений: язык, спорт, искусство и культура. Подробную информацию содержит официальный сайт (страница на финском языке).
  3. Частный детский сад в Хельсинки “Коллосилта” (Kellosilta Kindergarten) предоставляет занятия на финском и английском языках. Дошкольное учреждение работает с 7.30 до 17.00. В течение учебного дня дети играют в развивающие игры и занимаются творчеством. Все воспитанники гарантированно поступают в Kielo International School. Получить интересующую информацию можно на официальном сайте .
  4. Детский сад Lastentalo Onnimanni находится в Эспоо (регион Большой Хельсинки). Открыт в 1995 году. Имеет 19 мест для малышей от 1 до 6 лет. Занятия включают физкультуру, изобразительное искусство, музыку, естествознание. Официальный сайт на финском языке.

Заключение

Дошкольное воспитание в Финляндии основано на любви и уважении к личности ребенка. Система дошкольного образования предусматривает несколько типов учреждений: муниципальный, частный, семейный, открытый. Обучение платное, но для детей из малообеспеченных семей существуют льготы. Занятия проходят интересно и увлекательно, зачастую с творческим подходом, при этом поощряется инициативность самого малыша.

Детский сад в Хельсинки: Видео