добавлено: 20.10.2015

История происхождения искусственной елки

Считается, что самые первые появились в Германии в 19-м веке. Эти деревья были сделаны из перьев гуся, окрашенных в зеленый цвет, и были прикреплены к ветвям из проволоки. Часто на ветвях деревьев были наконечники с декоративными красными ягодками, которые использовались еще и в качестве подсвечников. Ветви были достаточно широко расставлены, чтобы уберечь свечи от пожара.

Затем, в 1930 году в Америке была создана первая искусственная елка , сделанная из щетины кисти. Компания использовала ту же технику, что используется для изготовления щеток для туалета. Какое-то время такие щеточные деревья были даже очень популярны. Такие ели имели преимущества перед более ранними деревьями из перьев: на них можно было вешать тяжелые украшения и они не были такими легковоспламеняющимися.

На смену искусственным елкам из щетины пришли алюминиевые деревья. Они были изготовлены в 1970-х годах. Они утратили свою популярность после выхода в эфир "Рождества Чарли Брауна", и его негативные отзывы об алюминиевых елках способствовали дальнейшему падению продаж.

Большинство современных искусственных елок изготавливаются из 100% переработанного пластика.
Если вы хотите купить искусственную елку , то выбор очень широк. Пластиковые деревья производятся в различных стилях. Многие из них стали гораздо более реалистичными в течение многих лет, могут содержать полиэтилен в их ветках для еще большего реализма. Искусственные елки могут быть матовыми или глянцевыми, цветными, и даже предназначенными для наружного использования.

Некоторые компании выпускают на рынок более реалистичные деревья, сделанные из ПВХ. Они напоминают ель, сосну и другие распространенные виды елок. В 1990-х деревья не только становятся более реалистичными внешне, но и приобретают даже реалистичный запах. Многие из современных моделей делают уже с заранее встроенными гирляндами и украшениями на ветвях.

Купить искусственные елки вы можете в компании "Уральская елка и игрушка" , позвонив по номеру 8-952-733-23-09

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. в Истринском районе Московской области срубят ель, которая затем будет установлена на Соборной площади Кремля и станет главной новогодней елкой России.

Зарождение традиции

В России первые рождественские ели появились в годы Смутного времени (1598-1613), после польской интервенции. Однако широкого распространения эта традиция не получила, елки ставили только в царских покоях и боярских палатах. Во время правления Петра I (1672-1725) хвойные деревья перед праздниками стали устанавливать в Москве, в частности, на Соборной площади Кремля, в Гостином дворе. Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне - район Лефортово) европейцев, в первую очередь, немцев.

29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел "от сотворения мира" (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.

Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы - поставить "по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей". Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. - 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус - на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне - Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их ставили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне - Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

В последующие годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные новогодние торжества также были отменены как "буржуазные" и "поповские пережитки".

28 декабря 1935 г. в газете "Правда" была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!". В ней автор предложил положить конец "неправильному осуждению елки" и призвал устроить под Новый год коллективные праздники для детей. 29 декабря "Правда" опубликовала постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января силами комсомольцев и пионеров елок в школах, детских клубах и детских домах.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж - Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. Наряду с традиционными елочными украшениями появились новые игрушки - фигурки космонавтов, самолеты, танки, ракеты, початки кукурузы и др. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная.

23 декабря 1947 г. указом Президиума Верховного совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском дворце съездов (ныне - Государственный Кремлевский дворец). На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть главной елкой страны. С середины 1960-х гг. он проходит в форме сказочного представления.

Ель на Соборной площади

С декабря 1996 г. на Соборной площади Кремля устанавливают живую ель. В 2001-2004 гг. из-за сильных морозов живое дерево заменяли на искусственное.

Ель для Соборной площади Кремля доставляют из Московской области (с 2015 г. - из Истринского района). Поиски подходящего дерева начинаются в конце лета, при этом используются данные космической и вертолетной съемки. Ель отбирает специально образованная комиссия Управления делами президента РФ совместно с представителями муниципалитетов, специалистами лесного хозяйства, транспорта, деятелями культуры и искусства.

Главный критерий отбора - визуальная привлекательность, размер и стойкость к перемене погоды. Для удобства транспортировки выбирают дерево, растущее вблизи дороги. Параметры ели: возраст - не менее 80-100 лет, высота - от 30 м, диаметр у места сруба - не менее 60-70 см, размах лап - 15 м. Кроме того, дерево должно иметь пирамидальную крону, густую хвою насыщенного цвета и прочные ветви, чтобы выдерживать перепады температур. В Москву его доставляют на специальном автопоезде. В Кремль ввозят через Спасские ворота, которые в обычные дни закрыты для проезда транспорта.

По традиции, в украшении ели участвуют дети из многодетных семей, воспитанники детских домов.

После новогодних праздников ель демонтируют, ее древесина идет на сувенирную продукцию.

Представление в Кремле

Главное новогоднее представление - Общероссийская елка в Государственном Кремлевском дворце. Ежегодно ее посещают более 5 тыс. детей. Среди них - победители конкурсов и олимпиад, воспитанники детских домов и интернатов, дети, чьи родители погибли в горячих точках, и др.

В 2014 г. на представление впервые приехали школьники из Крыма.

В 2015 г. на елку были приглашены также дети из Абхазии, Южной Осетии и Донбасса.

Первые искусственные рождественские ёлки были разработаны в Германии в XIX веке, хотя существуют и более ранние примеры истории. Эти «деревья» (деревянные пирамиды) делались с использованием гусиных перьев, окрашенных в зелёный цвет, в подражание елям и соснам. Немецкие перья стали ответом немцев на продолжающееся обезлесение Германии. Разработанные в 1880-х годах, перьевые искусственные ёлки в начале 20-го века всё более становились популярными.

Экспортный вариант ёлок немецкого происхождения, ставшие популярными и в Соединенных Штатах, имели прикрепленные к проволочным веткам искусственные красные ягоды, которые выступали в качестве держателей свечей. Рождественские ёлки варьировались в размерах: от маленького дерева длиной 5 см до большого в несколько метров дерева. Они широко продавались в универмагах в 1920-х годах. Ветви искусственных деревьев были широко расставлены, чтобы свечи не запустили случайный огонь, и оставалось достаточно места для украшения.

В 1930 году британской компанией Addis Housewares была создана первая искусственная ель из щетины. Производитель использовал тот же механизм, что и для изготовления туалетных щеток. Деревья были сделаны из животного волоса, за исключением того, что они были окрашены в зелёный цвет. Некоторое время эти деревья пользовались огромной популярностью, и в больших объёмах экспортировались из Великобритании по всему миру. Преимуществом отд более ранних перьевых деревьев было то, что праздничные деревья могли принять более тяжёлые украшения и почти не воспламенялись.

Первые алюминиевые ели появились в Соединенных Штатах в 1958 году. Они были произведены в Чикаго. До 1970-х алюминиевые деревья имели свою популярность, пока в 1965 года анимационный сериал и комикс «Рождество Чарли Брауна» негативно не отозвался о них. Это сказалось на снижении распродаж алюминиевых рождественских елей.

Сегодня большинство искусственных ёлок сделаны из ПВХ-пластика. Деревья ПВХ являются огнезащитными, но не огнеупорными. Многие из этих деревьев сделаны в Китае. От продажи искусственных новогодних ёлок, Китай ежегодно зарабатывает 69 миллионов долларов США.

В Европе всё более популярным становится Дерево prelit — Продукт представляет собой искусственную ель, нанизанную огнями, которые не могут быть удалены (обычно огни встроены в ветки. А также из-за дополнительной лёгкости, в моду вошли литые елки из Украины. Искусственные елки могут быть «матовыми» или «сверкающими» , а предназначенные для использования на открытом воздухе с УФ-добавками. Пластиковые деревья могут быть разных цветов. Но компании всё больше делают упор на реалистичность ПВХ-дерева, чтобы деревья очень напоминали деревья такими, какими мы видим их в естественной природе.


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Елка, украшенная золотистыми шарами и звездами.

Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Вигго Юхансен. «Светлое Рождество».

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Роберт Данкан. «Рождественская елка».

Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце».

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


А. Н. Бенуа. Новогодняя открытка. Конец XIX - начало XX века.

Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке». А. Кононов. Художник В. Коновалов. 1940 год.

«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Советская открытка. 1950-е годы.

Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Наряженная елка на Соборной площади Кремля.