Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха , вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

38. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты. У более старших детей существенное место среди них занимает ревматизм, нередко также приводящий к порокам сердца.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Выявление врожденных пороков сердца обычно происходит сразу после рождения, небольшая часть из них самопроизвольно компен­сируется в первые недели или месяцы жизни.


Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.).

Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Хроническая кислородная недостаточность приводит к изменению ногтевых фаланг в виде барабанных палочек.

Миокардит – воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях.

Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме).

Симптомы могут быть бурными:одышка, сердцебиение, боль в грудной клетке, повышение температуры (или повторное повы­шение на фоне текущего заболевания); но могут быть и малоза­метными:вялость, бледность кожи, «тени» под глазами, синева вокруг рта, избегание физической активности, одышка при на­грузке, «необъяснимые» повышения температуры.

Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Без своевременного и полноценного лечения миокардит приводит к существенным изменениям в сердечной мышце.

Ревматизм – хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Причины. Возбудителем ревматизма является стрептококк. Установлено, что для возникновения болезни имеет значение не только нали­чие у ребенка стрептококка, но и особого состояния, повышен­ной чувствительности (аллергии) по отношению к микробу.

Симптомы. Ревматизм развивается постепенно и вначале не дает ка­ких-либо ярких и характерных симптомов. Ребенок становится вялым, у него снижается аппетит, возникают головные боли, боли в области живота, повышенная утомляемость, температура может повышаться, но незначительно (37–37,5 °С). Состояние ребенка то несколько улучшается, то ухудшается, однако даже при видимом здоровье болезнь не прекращается, а медленно и незаметно продолжает развиваться, поражая в первую очередь сердечную мышцу (миокардит), а иногда и клапанный аппарат.

Обморок – легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.

Этиология: переутомление, страх, бо­ль, отрицательные эмоции, резкая перемена поло­жения тела, длительное стояние, неполноценное питание, длительное пребывание в душном помещении, интоксикации и инфекционные заболевания и др.

Симптомы. Обмороку предшествуют слабость, тошнота, шум в ушах, головокружение, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, потоотделение. Бессознательное состоя­ние чаще всего наступает в вертикальном положении больного. Он медленно опускается на землю, лицо бледнеет, зрачки расширяются, кожный покров влажный. Пульс слабого наполнения, артериальное давление снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания обычно продолжается до 30 секунд, иногда немного больше. В течение нескольких минут после обморока больной испытывает общую слабость, головокружение, разбитость, тревогу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Особенности микроклимата в ДОУ

1.1 Основные требования к помещению ДОУ

1.2 Требования к основным параметрам микроклимата

Глава 2. Микроклимат и здоровье детей

2.1 Воздействие микроклимата на работоспособность детей

2.2 Зависимость состояния здоровья детей от условий микроклимата

2.3 Эффективные способы улучшения условий микроклимата в ДОУ

Заключение

Список литературы

Введение

Микроклимат в дошкольном учреждении является неотъемлемою частью укрепления и поддержания как физического, так и в какой-то мере психического здоровья детей, его поддержания и укрепления. Соблюдение норм и правил микроклиматизации помещений в дошкольном учреждении, способствует правильному развитию детей, в соответствии с возрастными показателями, их хорошему самочувствию и положительному, жизнерадостному настроению.

Помещения с постоянным пребыванием детей(групповые игровые, спальни, комнаты для музыкальных занятий и др.) следует время от времени обеспечивать свежим воздухом. В теплое время их держат открытыми, а зимой их заклеивают, чтобы иметь возможность 3 - 4 раза в день проветривать помещение.

Все помещения неоднократно и ежедневно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное -- сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Очень важно в помещении соблюдать постоянный температурный режим, не допускать резких температурных колебаний воздуха.

Так же крайне важна борьба с пылью в дошкольных учреждениях, пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом. Скапливание пыли отрицательно влияет на здоровье детей, при неправильном соблюдении гигиены помещений, могу возникнуть аллергические реакции, от сюда и проблемы со здоровьем.

По этому необходимо серьезно отнестись к вопросам о микроклимате, гигиене и уборки комнат в ДОУ. Соблюдать требования и нормы, поддерживать правильный воздушный и температурный режим.

Данная тема актуальная, так как микроклимат ДОУ является важной частью в поддержании здоровья детей, их правильного развития, хорошего самочувствия.

Цель: изучить особенности влияния микроклимата ДОУ на состояние здоровья детей.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

1.Проанализировать научную и специальную литературу по данной теме.

2.Изучить основные параметры микроклимата в ДОУ

3. Выявить эффективные условия состояния микроклимата и их влияние на здоровье детей.

Объект исследования: состояние здоровья детей в ДОУ

Предмет исследования: условия микроклимата в ДОУ

Глава 1. Особенности микроклимата в ДОУ

1.1 Основные требования к помещению ДОУ

Основные помещения детского сада -- групповые комнаты -- по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м 2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.

Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3--4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты -- 19--21°С, для зала -- 18°С, туалетных -- 20--22°С, бассейна -- 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа -- на полу).

Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.

Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.

Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5--1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8--10 м2.

Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года -- с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40--70% световых лучей.

В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс -- при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста -- 6 светильников по 200 ватт.

Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).

Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.

Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая -- до 40%, синяя и голубая -- 25%, коричневая - 13%, черная всего лишь 1--2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

1.2 Требования к основным параметрам микроклимата

Оптимальные параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений в количествах, ниже предельно допустимых концентраций, обеспечивают безопасные для здоровья детей условия пребывания в образовательных учреждений любого типа.

Низкие температуры, сквозняки в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Повышение температуры, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.

В настоящее время в школах, дошкольных учреждениях при проведении капитальных ремонтов в обязательном порядке, выборочно - при текущих ремонтах старые окна с деревянными рамами меняются на современные герметичные конструкции.

При этом далеко не всегда принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей и подростков.

После замены окон в помещениях температура воздуха может превышать нормируемые показатели (в игровых в ДОУ 21-23єС, в спальнях 19-21ЄС; в учебных кабинетах школ 18-24єС, в спортивном зале, мастерских 17-20єС).

Для контроля температурного режима групповые помещения в ДОУ, учебные помещения и кабинеты в школах должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне.

Сквозное проветривание осуществляется до начала занятий и после их окончания в отсутствии детей, продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями и эффективностью отопительной системы. Кроме сквозного, проветривание помещений в течение дня должно проводиться во время перемен.

Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна составлять не менее 1/50 площади пола помещения. Управление приборами для открытия должно быть доступным, не требующим дополнительных конструкций (табуреты, лестницы-стремянки) для предупреждения травматизма.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения - в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.

Именно на эти моменты необходимо обращать внимание при выборе конструкции будущих окон.

На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя.

Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление - безопасным.

Для организации управляемого микроклимата существует специальное оборудование (кондиционеры, принудительная вентиляция, увлажнители воздуха, приточные клапаны в оконных системах и др.). До приобретения техническое оборудование необходимо оценить по соответствию функций, мощности, ожидаемому эффекту конкретным помещениям, где предполагается их установка.

Глава 2 . Микроклимат и здоровье детей

2.1 Воздействие микроклимата на работоспособность детей

Одной из форм поддержания здоровья детей в ДОУ по праву считается закаливание. Оно является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма, влияет на деятельность всех без исключения систем.

Существует несколько определений понятия «закаливание», но различия в частностях. Общее состоит в том, что закаливание подразумевает использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Нередки случаи, когда используют какую-либо одну процедуру, например, обтирание туловища холодной водой, и надеются таким образом закалиться. Увы! В этом случае вообще может не быть никакого эффекта. И вот почему. Закаленность формируется только при достаточной длительности и интенсивности Холодовых воздействий.

В число обязательных закаливающих мероприятий должны входить также оптимальный микроклимат помещений и одежда с соответствующими теплозащитными свойствами.

Однако для достижения высокой степени закаленности этого мало. Необходимо выполнять рационально организованный режим дня. Если ребенок недосыпает, неправильно питается, то желаемого эффекта добиться невозможно. Важным условием достижения высокой степени закаленности являются и систематические занятия физическими упражнениями.

Говоря о влиянии закаливания на организм, необходимо упомянуть о специфическом и неспецифическом эффектах.

Специфический эффект проявляется в повышении устойчивости к жаре или холоду, в зависимости от того, какой температурный фактор применялся для закаливания.

Неспецифический эффект формируется одновременно со специфическим и выражается в повышении устойчивости к некоторым другим внешним воздействиям. Так, например, одновременно с повышением устойчивости организма к холоду обязательно повышается и переносимость недостатка кислорода, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Давайте познакомимся с основными правилами закаливания.

Первое и главное правило -- чтобы понимание необходимости закаляться стало убеждением. Только тогда можно воспитать такую же привычку к выполнению закаливающих процедур, как привычка умываться, чистить зубы и т.п. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который и приводит к успеху.

Второе правило -- неукоснительное соблюдение здорового образа жизни, составной частью которого является закаливание.

Третье правило -- систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный перерыв значительно снижает ранее достигнутое состояние закаленности. Закаливание не следует прекращать даже в случае легкого заболевания, можно лишь изменить его дозу.

Четвертое правило -- длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличивать постепенно. Каждая новая процедура вначале должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании воздействия закаливающей процедуры. Наоборот, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов -- показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет должного эффекта, во втором -- возникнет состояние дискомфорта, которое может привести к заболеванию.

Пятое правило -- учет индивидуальных особенностей организма. У детей разная чувствительность к температурам. Один и тот же фактор может вызвать у одного легкий насморк, а у другого -- серьезную болезнь. Эти различия зависят от особенностей строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы. Так, у детей с уравновешенным характером устойчивость к холоду вырабатывается быстрее, чем у импульсивных.

Шестое правило -- необходимость создавать хорошее настроение во время закаливающих процедур. При положительных эмоциях отрицательные эффекты, как правило, не возникают. Все процедуры должны выполняться «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды снижена или повышена. Учет эмоционального состояния ребенка, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их желательными. Иногда говорят: «Если врачей не хватает и до них долгий путь, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, умеренность в пище и покой».

Седьмое правило -- обязательность физических нагрузок. Эффективность закаливания возрастет во много раз, если систематически заниматься физическими упражнениями, соответствующими возможностям организма. микроклимат комната работоспособность дети

Восьмое правило -- в целях закаливания надо использовать весь комплекс природных естественных факторов -- воду, воздух и солнце.

И, наконец,

Д евятое правило -- учет климатических условий конкретного региона, где человек живет постоянно. Интенсивность закаливающих процедур не может быть одинаковой, например, для детей Краснодара и Воркуты или Орла и Якутска. Это объясняется тем, что климат конкретного региона формирует специфический тип терморегуляции у человека и определяет его чувствительность к холоду. Поэтому существующие схемы закаливания надо воспринимать не как догму, а как ориентиры.

Закаливание может быть местным и общим. При местном закаливании холод воздействует на определенный участок поверхности тела, например, ножные ванны, обтирание туловища и т.д. Общим считается такое закаливание, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела, например, ванна, душ, купание.

В закаливающий комплекс входят: оптимальный микроклимат помещений, одежда с соответствующими теплозащитными свойствами, специальные закаливающие процедуры.

Микроклимат в помещении

Закаливание следует начинать с создания в помещении так называемого пульсирующего микроклимата, когда температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Такой температурный режим оказывает тренирующее влияние на механизмы терморегуляции организма в течение всего периода нахождения в помещении. Благотворное воздействие пульсирующего микроклимата основано на биологической закономерности -- для нормального роста и развития живых организмов необходима перемежающаяся температура. Изменение температуры в помещении обеспечивается регулированием работы отопительных приборов и проветриванием. В помещении, где находятся дети, оптимальная разница температур в начале закаливания не должна превышать 3~5°С; постепенно ее можно довести до 7~8°С. Пульсирующий микроклимат не только способствует повышению устойчивости к холоду, снижению частоты простудных заболеваний, но и повышает работоспособность. Если постоянная температура детренирует физиологические механизмы терморегуляции, а иногда ведет к развитию сонного торможения, то смена температур и освежение воздуха снимают эти негативные моменты.

Специальные закаливающие процедуры

Солнечные ванны. Закаливание солнечными лучами в детском возрасте должно быть несколько ограничено. Детям нельзя принимать солнечные ванны в таком объеме, как взрослым. Солнечные ванны дети принимают во время прогулки, спокойной игры. Лишь после появления загара на теле ребенка его пребывание на солнце можно увеличить до 10 мин., а вначале

продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5~6 мин. Надо учитывать настроение, самочувствие ребенка, аппетит, сон. Для детей от 3 до 7 лет применение солнечных ванн (на все стороны тела) в течение дня рекомендуется в пределах 4,5 мин. в среднем за один раз. Существуют определенные правила приема солнечных ванн. Каковы эти правила?

1. Принимать солнечные ванны можно не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя принимать их натощак

3. Во время солнечной ванны следует защищать голову от прямых солнечных

4. лучей. Наиболее благоприятным для принятия солнечных ванн считается время до 10--11 часов утра.

6. При приеме солнечных ванн необходим контроль. Резкое покраснение кожи, обильное потоотделение - сигналы, что организм не справляется с нагрузкой. Нужно немедленно перейти в тень.

Как видим, правила несложы и их надо выполнять.

Перед тем как приступить к приему солнечных ванн, следует в течение 2-3 дней принимать свето-воздушные ванны, т.е. находиться в обнаженном виде в тени, не подвергая тело воздействию прямых солнечных лучей.

Воздушные ванны. Хорошо действуют на детей дошкольного возраста воздушные ванны. Несмотря на то, что они оказывают достаточно мягкое воздействие, их применение также требует соблюдения определенных правил.

1. Применять их можно не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.

2. Для приема воздушных ванн оптимальным считается время от 8 до 18 часов.

4. Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.

5. Во время воздушной ванны необходим контроль за самочувствием. При теплых воздушных ваннах сигналом их неблагоприятного влияния являются: обильное потоотделение, резкое покраснение кожи; при прохладных и холодных -- озноб, холодная дрожь, «гусиная кожа». В обоих случаях надо тотчас же прекратить процедуру и продолжительность последующих ванн несколько сократить.

При температуре воздуха 22~24 °С продолжительность первой ванны 3 мин., а каждой последующей на 3 мин., больше. Например, пятая ванна займет 15 мин.

При температуре воздуха 19-21°С продолжительность первой воздушной ванны 2 мин. и каждая последующая увеличивается на 2 мин. Значит, для четвертой ванны отведено 8 мин.

При температуре воздуха 16--18°С длительность первой воздушной ванны составляет 1 мин., каждая последующая увеличивается на 1 мин.: вторая ванна длится уже 2 мин., третья -- 3 мин., четвертая -- 4 мин. т.д.

В случае возобновления воздушных ванн после перерыва требуется постепенное наращивание их интенсивности -- длительности и снижения температуры воздуха.

Водные процедуры.Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на обмен веществ, нервную систему, жизнедеятельность всего детского организма. В отличие от закаливания солнцем и воздухом формы применения воды для закаливания чрезвычайно разнообразны. Познакомимся с наиболее доступными и эффективными видами водных процедур.

Умывание -- самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30--32 °С), постепенно снижая температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. Вода для умывания на ночь более теплая (на 1~ 2 градуса выше утренней).

Обтирание -- наиболее мягко действующая водная процедура. Выполняется следующим образом: смоченной рукавичкой или концом полотенца обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды для влажных обтираний детей должна быть в следующих пределах: в 3 года -- начальная 34--33 °С, а предельная 30-28 "С; в 4-5 лет -- соответственно 33-32 °С и 26-24 °С; в 6-7 лет -- 30-32 "С и 22-18 °С.

Обливание -- более сильная закаливающая процедура, которую желательно проводить после нескольких процедур обтирания. Первоначально температура должна быть 32-34 °С, через каждые три дня ее снижают на 1 градус. Можно довести ее до 23-20 °С для детей младшего дошкольного возраста и до 18 °С -- для 6--7-летних.

Душ -- эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды должна быть 33-35 °С. Постепенно ее снижают (на 1 градус через 3~5 дней) до 25 °С и ниже.

Купание в естественных водоемах можно начинать при установившейся погоде, в тихий солнечный день, когда температура воздуха не ниже 25-26 °С, а вода не слишком холодная (сначала 22-23 °С). После того как дети привыкнут к купанию, его не следует отменять и при температуре воздуха 18 "С. Ребенок не должен купаться более одного раза в день, длительность пребывания в воде -- не дольше 5-8 мин. (начиная с 1-2 мин., постепенно увеличивать время). Если вода холодная, достаточно 2-3 раза окунуться и выйти. Чтобы избежать опасных последствий, нужно соблюдать правила купания.

1. Купаться только в специально отведенных или знакомых местах. Не нырять в незнакомых местах водоемов!

2. Начинать купание не раньше чем через 1 -- 1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до приема пищи. Нельзя купаться натощак.

3. Наиболее благоприятное время для купания -- послеполуденные часы, когда вода прогрелась.

4. Нельзя входить в воду потным и разгоряченным, дайте время телу остыть, а также озябшим: надо выполнить несколько энергичных физических упражнении, разогреться.

Примерная схема закаливания детей от двух до шести-семи лет

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, 18...20 °С.

Воздушная ванна -- 10-15 мин. Ребенок двигается, бегает, одетый в трусики, майку с короткими рукавами, та почки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (5--7 мин.) отводится на гимнастические упражнения.

1. Умывание водой, температура которой с + 28 °С снижается к концу года

2. закаливания летом до + 18 "С, зимой до + 20 °С. Дети старше 2 лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше 3-х -- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура для детей старше 3 лет тоже +28 °С,

3. а минимальная летом + 16 "С, зимой + 18 °С.

4. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой -- в хорошо проветренной

5. комнате при температуре 16... 15 °С.

6. Прогулка два раза в день при температуре до-15°С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2~3 часов.

В летнее время солнечные ванны от 5--6 до 8~10 мин. два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе в тени неограниченно.

1. Контрастное обливание ног -- стоп и нижней трети голеней -- водой, температура которой +38 °С, затем +28 °С и снова +38 °С (перед дневным сном). Летом можно заменить эту процедуру обливанием ног после прогулки с постепенным снижением (каждые 5--7 дней на 1 градус) температуры воды

2. с + 28 °С до +18 °С, детям старше 3 лет - до +16 °С.

3. Полоскание рта (дети 2-4 лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день -- утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

2.2 Зависимость состояния здоровья детей от условий микроклимата

Состояние здоровья детей во многом зависит от условий микроклимата.

Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряженности проблема здоровья детей является особенно актуальной. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Исследования учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

6. Утратил силу.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учрежденя.

2.3 Эффективные способы улучшения условий микроклимата в ДОУ

Эффективными способами для улучшения условий микроклимата в ДОУ является организация проветриваний, а так же борьба с пылью и отопление.

Организация проветривания

Если температура воздуха не ниже 0°С и нет сильного ветра, помещение проветривают в присутствии детей. Свежий воздух поступает через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10--20 мин общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 м2 общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 м2. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.

Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открытых фрамугах создается большая разница наружной и внутренней температуры, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги Должна откидываться внутрь - вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу - вверх, отверстие направлено вниз. Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межокопное пространство от попадания дождя и снега.

При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед приходом или после длительного их пребывания) производят сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг или окон. При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже --20° С) проветривание производят не более 2--3 мин во избежание переохлаждения помещения, а в более теплое время -- в течение 10--15 мин. Во время проветривания производят влажную уборку помещения, которую следует заканчивать за 30 мин до прихода детей. К их приходу температура воздуха должна быть такой, какая установлена для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2--1,5 м от пола.

Борьба с пылью

Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1--2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.

Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Отопление

Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных -- 23--26°С, в комнате для детей до двух лет -- 21--22° С, в комнате для детей 2--3 лет--19--20° С, в групповых комнатах детского сада -- 18-- 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30--60%, скорость движения воздуха -- не более 0,2 м/сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90--95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами -- во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Заключение

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Дошкольники сами понимают значимости знаний о развитии и сохранении личного здоровья и здоровья близких. Воспитатели в большей степени осознают свою роль как носителей и проводников ценности здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Основными направлениями развития дошкольного образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма.

Так как здоровье - биосоциальное явление, то оно в значительной степени зависит от управляющих воздействий на человека, и эта зависимость возрастает с ростом энергетической, нравственной и информационной мощностью социума. Именно поэтому реализация основных мониторинговых комплексов в системе здоровья должна осуществляться в критериях оценки качества социальной и биологической среды обитания.

В процессе изучения курсовой работы были выявлены особенности влияния микроклимата ДОУ на состояние здоровья детей. Была проанализирована научная и специальная литература, изучены основные параметры микроклимата в ДОУ, выявлены эффективные условия состояния микроклимата и их влияние на здоровье детей.

Список литературы

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2000

2. Алферова В.П.(ред) Как вырастить здорового ребенка. Л.,Медицина, 1991

3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

4. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 199027

5. Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995

6. Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // «Дошкольное воспитание», 2004, №4

7. Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6,1999

8. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание № 1, 2001

9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание №12, 2001

10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000

11. Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000

12. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание № 2, 1994

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффективность. Создание условий для укрепления здоровья детей, взаимодействие с семьей. Кадровая политика ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2012

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Общие вопросы управления процессом здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Родничок".

    курсовая работа , добавлен 02.09.2014

    Особенности общения дошкольников. Развитие личности у детей дошкольного возраста. Организация современного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Роль педагога в воспитании положительного отношения у детей младшей группы к сверстникам.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Роль и значение организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в познавательно-речевом развитии детей. Основные принципы словарной работы в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Особенности выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Выявление влияния информационной среды на психическое здоровье детей старших дошкольников. Формирование целевых ориентиров у старших дошкольников.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2017

    Изучение причин эмоционального неблагополучия дошкольников. Определение системы педагогических условий для благоприятного развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2014

    История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

Здравствуйте! Обращаюсь к Вам как к специалисту. Подскажите, пожалуйста, как можно создать благоприятный микроклимат в группе детского сада ? Заранее благодарю!!!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ну, если отвечать так же коротко, как задан вопрос – радуйтесь! Полноценная, чистая радость гарантированно обеспечивает прекрасный и устойчивый микроклимат в любом коллективе и любом месте.

Вопрос в том, как ее достичь. Для этого попробуйте спросить себя: что Вам мешает радоваться, когда Вы находитесь в группе? Какие чувства у Вас возникают вместо радости? Что нужно изменить, чтобы вы испытывали радость?

Когда человек в хорошем настроении, у него все получается как бы само собой. Он в нужное время оказывается в нужном месте, его занятия – по душе, и делает он свою работу с удовольствием. И людям вокруг него тоже как-то светлее становится.
А малыши в садике еще более чувствительные, чем взрослые. Они Вашу радость за километр учуют. Вот какая у Вас большая и важная роль в группе. Следовательно, Ваша задача – не удивляйтесь – заботиться прежде всего о себе, о своем душевном комфорте. Посмотрите внимательно, что бы Вам хотелось изменить в группе. Возможно, Вы найдете новые занятия и игры для малышни, или захотите заняться кем-то из детей более плотно, а к кому-то быть построже. Может быть, некоторые занятия с детьми Вам не по душе? Найдите способ заменить их тем, что интересно не только детям, но и Вам. Вы не машина и не автомат по воспитанию детей, а живой человек, и потому заслуживаете таких условий работы, которые Вам приятны и комфортны. А поскольку Вы же сами эти условия и создаете, Вам и карты в руки.

Если у Вас обнаруживаются признаки неуверенности в себе как в воспитателе, например, боязнь не справиться с отдельным ребенком или с дисциплиной в группе в целом, можно почитать литературу, посоветоваться с опытными воспитателями или родителями, наконец, просто написать на сайт письмо с конкретным вопросом. Обычно дети сами подсказывают взрослым, что поменять, чтобы всем было лучше. Прислушивайтесь к тому, что говорят эти маленькие мудрецы, особенно, если они часто повторяют Вам или родителям одно и то же.

Дети очень динамичны, они шустрее большинства взрослых, им быстро надоедает однообразие, они жаждут новых впечатлений и знаний. У деток большая потребность испытывать разные эмоции, они смело экспериментируют с реальностью, и каждый объект, одушевленный и неодушевленный, который попадает в зону их интереса, становится их игрушкой. Дети не боятся ошибиться, и это позволяет им творить, фантазировать свободно и раскованно. Отсюда их экстравагантные выдумки – думаю, Вам-то уж не нужно рассказывать, что дети придумывают, Вы сами это видите ежедневно. Будьте вместе с ними в этих экспериментах, то есть играх, ведите их, позволяя им брать инициативу, и следя за тем, чтобы эта инициатива не выходила за безопасные рамки. Так и малышам, и Вам будет интересно, а значит, дело пойдет на лад, и микроклимат сложится хороший.

Пару слов о дисциплине. Напрасно ожидать, что дети в саду будут вести себя как заводные куклы: воспитатель сказал, чтобы все сели на стульчики, и все дружно сели и сидят до команды «встать». И слава Богу, что не куклы. Чтобы отладить дисциплину, необходим индивидуальный подход к детям, нужно учитывать их личные потребности, ведь у каждого они разные. Удовлетворенный в основных потребностях ребенок (впрочем, как и взрослый) спокойно воспринимает необходимые обоснованные (но не чрезмерные) ограничения. От Вас требуется спокойствие, понимание и обязательно уважительное отношение к личности ребенка, ведь каждый малыш – это неповторимая, яркая, самобытная индивидуальность. А еще – повторюсь – требуется понимание себя, своих потребностей, и уважение к себе – Вы тоже неповторимы и уникальны.

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

  • температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
  • влажность воздуха;
  • свежесть воздуха.

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

Одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

Приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения .

В.А. Сухомлинский

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

  • Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
  • Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

  • «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

  • использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе.)

  • Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
  • копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
  • игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

  • Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:

  • дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;
  • шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;
  • гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!